Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий



Главная » Рубрики » Заметка на отметку » Заметка на отметку: Каждый урок – это особенное путешествие

Заметка на отметку: Каждый урок – это особенное путешествие

Утро, переполненный автобус, взгляд на часы на каждом светофоре. Мимо проплывают люди, проносятся здания и автомобили. Все куда-то спешат. Привычно маячит на горизонте древний Кремль, на кресте центрального купола Софийского собора тихонько примостилась фигурка голубя.


Легенда гласит, что пока голубь остается на вершине креста, Новгород будет стоять и процветать. Осенью город полыхает багряным и золотым, зимой окна автобуса промерзают и видно только диковинные инеистые узоры, весной робкое солнце светит в окна, заставляя счастливо жмуриться и ловить его мягкие теплые лучики. Так проходит мой утренний маршрут до школы, где я работаю. Так каждое утро начинается мое путешествие.

Путешествия бывают разными – физическими или воображаемыми, в пространстве или во времени, краткими и очень долгими, одиночными или с командой. Путешествия бывают разными, и каждый мой учебный год, каждый день, каждый урок – это особенное путешествие.

Знал ли Одиссей, сколько продлятся его странствия и куда его приведут? Подозревал ли Вергилий, что он увидит по пути? Аргонавты, одержимые поисками? Венди Дарлинг, взявшая за руку несносного и неугомонного шалопая Питера? Конечно, нет. Знала ли я, одиннадцать лет назад приехав в Великий Новгород из крохотного городка за полярным кругом, что буду работать в школе с малышами и получать от работы удовольствие? Этого я не могла даже представить. Окончив университет с квалификацией лингвиста-переводчика с правом преподавания иностранных языков, я этим правом и не думала когда-либо воспользоваться.

Отправляясь в путешествие, можно скрупулезно просчитывать маршрут и надеяться на благополучное прибытие в пункт назначения. Можно мечтать о приключениях и грезить новым, неизведанным. Но предугадать, куда повернет дорога, и какие препятствия появятся на ней – невозможно.

Во время кризиса многие бюро переводов закрылись, большая их часть находилась за границей, и у меня неожиданно появился избыток свободного времени и недостаток финансовых средств. И вдруг – звонок сокурсницы – не выручу ли я ее, заменив на месте учителя. Pourquoi pas? – подумалось мне. И уже буквально через неделю я поняла, почему нет. Дети смотрели на меня скучающе, отстраненно и даже сердито. Я еще ничего не сделала, даже урок не успела начать – а малыши смотрят зло и настороженно.

Как оказалось, за тот год я была уже пятым учителем английского языка, который к ним пришел. Я была их капитаном, именно мне предстояло привести их в удивительный, волшебный, завораживающий мир иностранных языков и начал лингвистики, а моя команда мне не доверяла. Разве можно насладиться путешествием, увидеть что-то неизведанное, оценить пройденное расстояние – если постоянно ждешь, что капитан покинет судно?

Доверие – вот моя основа отношений учитель-ученик. Не нарушать данное слово, быть справедливой и честной – всегда, каждый день, каждый урок. Дети доверяют очень легко и радостно, доверчивость взрослым – это самая сильная и в то же время самая опасная черта детства. Учитель должен быть достоин доверия, как должен быть достоин доверия своей команды капитан.

Однако на одном доверии образовательный процесс построить не получится. Путь, по которому проходит каждый учащийся, неизведан. Для ребят это всегда путь открытий, поэтому капитан, или учитель, если вам угодно, должен быть настоящим профессионалом и провести свою команду через бури контрольных и аттестаций, показать, как проскочить между Сциллой и Харибдой образовательного процесса – тем, что требует программа и чего хочет сам учащийся.

Важно не позволить себе и команде сесть на мель самодовольства, где навсегда останутся считающие, что знают все. По-настоящему хороший капитан учится даже больше своей команды, для меня это - правило. Владея английским и немецким языками, я изучаю японский, итальянский и французский. А в планах – шведский, китайский, испанский и румынский языки. Я работаю не только в начальной школе, но и веду занятия для малышей 4-6 лет, а также занимаюсь с самыми неуверенными и робкими учащимися – со взрослыми. Путь изучения у каждого индивидуален, но я, как проводник, ведущий учеников по этой дороге, вижу множество таких маршрутов, которые все вместе складываются в карту моего собственного пути.

Каждое путешествие – самоценно. Достигнуть пункта назначения, безусловно, важно. Однако сам процесс перемещения из точки А в точку Б обладает не меньшей значимостью, а подчас и гораздо большей ценностью. И Жюль Верн, и Фенимор Купер, и Джонатан Свифт, и Джон Р. Р. Толкиен, и многие другие авторы, и их персонажи доказывают это. Поэтому, любое путешествие, то есть изучение иностранного языка, да и, наверное, вообще познание непременно должно быть увлекательным и доступным. Процесс должен увлекать, захватывать, пробуждать воображение – только тогда учащийся захочет сделать следующий шаг, а затем научится прокладывать маршрут без посторонней помощи. Моя задача – не воспитать умелых и послушных матросов, а вырастить будущих капитанов, которые смогут путешествовать самостоятельно и возможно, смогут увлечь за собой других.

Быть капитаном – непросто. Сложности начинаются еще до начала путешествия, когда задаешься вопросом, какой корабль выбрать? Что позволит как можно быстрее и комфортнее достичь заветного места, отмеченного крестиком на карте? Какая программа? Какая методика? Какой прием? Для меня здесь ответ очевиден - я капитан, и судно я подбираю под себя. Кому-то удобно с неповоротливым фрегатом русской программы, для другого – только линкор программы углубленного изучения. Я же отдала предпочтение универсальному и практичному, хоть и несколько непривычному русскому глазу галеону – программе обучения английскому языку, разработанной издательством Оксфордского университета.

Быть капитаном – ответственно и почетно. Каждый рабочий день на меня смотрят пытливые, дружелюбные, горящие глаза детей. И это окрыляет. Я не устаю им напоминать – посмотрите, какой путь вы уже проделали! Только подумайте, какие вы молодцы!

Быть капитаном – непросто. Это ответственный, кропотливый и постоянный труд. Однако я получаю удовольствие от каждого дня работы – ведь со мной моя команда и мой корабль, а перед нами – целый океан неизведанного и увлекательного. Я – капитан. Я – учитель.

 

Елена Шилова,

учитель иностранного языка гимназии № 4, Великий Новгород  

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий

Педсовет для всех
Информационный образовательный портал