С начала этого учебного года МАОУ СОШ №11 г. Боровичи реализует государственную программу «Доступная среда». Наряду со всеми учениками занятия посещают четыре ребёнка-инвалида, на подготовительные курсы приходит дошкольник с ограниченными возможностями.
Если раньше обучение инвалида-колясочника в школе казалось невозможным, то теперь эта проблема решена: специальным образом оборудованы туалеты, к крыльцу пристроен пандус, сглажены пороги, при входе нет тесного тамбура, легко открываются двери. Однако «Доступная среда» предполагает не только архитектурные изменения, но и наличие определённой материальной базы, создание условий, которые помогли бы ребёнку адаптироваться и снять эмоциональное напряжение. Так, в школе рядом с кабинетом психолога в конце декабря появились две чудо-комнаты, где дети забывают свои страхи и обретают душевное равновесие. Получив оборудование, школа буквально за неделю отремонтировала и оснастила кабинеты – больно уж хотелось успеть до зимних каникул. Понимающие родители активно подключились к работе. Уложились в срок. Сначала волшебный уголок посетили те, кому он нужен больше других, затем – ученики, достигшие особых успехов.
Первая сенсорная комната зовётся светлой. Она просторная и очень радужная. Можно «нырнуть» в сухой бассейн с множеством цветных шариков и подсветкой, а затем прогуляться по «ухабистой» сенсорной дорожке, наступая то на горох, то на песок. Тактильно-акустическая панель даёт безграничные возможности для творчества и развития. На ней закреплены различные декоративные элементы, заданий с которыми – бесконечное множество. Панель позволяет тренировать память, зрение и слух, развивать речь и моторику рук, усваивать понятия «форма», «цвет» и «пространство». Для физических упражнений в комнате имеются маты, отдохнуть можно на мягких пуфах, наполненных гранулами, которые дарят тепло. Приятно провести время, рисуя песком на световом столе. Ещё одним чудом комнаты является ионолампа. Когда она включена, воздух ионизируется и по составу приближается к горному.
Тёмная же комната более таинственная и, как говорит её название, лишена привычного освещения. Свет здесь прячется во множестве тонких и гибких шнуров – фибероптических волокнах. Они вплетены в ковёр на полу, длинными лучиками солнца спускаются с потолка, тонкими щупальцами расползаются по полу. Плавно меняющиеся цвета и оттенки завораживают, успокаивают, концентрируют внимание. Управление модулей с волокнами осуществляется с помощью дистанционного пульта. Приходя сюда, словно попадаешь в другое измерение, все проблемы остаются за дверью, сбрасывается стресс, происходит мышечное и эмоциональное расслабление. Можно, погрузившись в большое мягкое кресло и вдыхая пары ароматических масел, слушать звуки морского прибоя или пение птиц, а можно наблюдать за рыбками и игрой воздушных пузырьков в колонне с подсветкой.
Методик и программ для работы в сенсорных комнатах с детьми и взрослыми – очень много. Сейчас школа №11 занимается разработкой собственных программ. Получив лицензии на них, она сможет оказывать услуги всему городу и району, сотрудничать с медицинскими и социальными учреждениями, другими школами и детскими садами. Пока же комнаты работают в тестовом режиме и готовы бесплатно принимать детей с ограниченными возможностями.
Наталья ЧУРА