Проблема обучения детей-инвалидов важна сама по себе, а поиск технологий, обеспечивающих эффективное, качественное обучение школьников этой категории, - еще более актуален. Дистанционное образование – одна из таких технологий.
Дистанционное обучение сегодня — это получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Оно основано на совершенно иных принципах обучения. Учитель и ученик находятся в определённой удалённости друг от друга — в виртуальном мире, в сети интернет.
Участниками образовательного процесса по-прежнему являются учителя, ученики и их родители. Все они - зарегистрированные пользователи сайта дистанционного центра «Цветик-Семицветик». В on-line и off-line режимах проходят уроки и консультации, задаются домашние задания, выставляются оценки. Ну, а связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса выступает тьютор - наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации дистанционного образования, поддерживающий в ученике заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса.
Тьютор оказывает помощь в использовании необходимого оборудования, организует процесс индивидуальной работы с ребенком по выявлению, формированию и развитию его познавательных интересов, организует взаимодействие обучающегося с учителями, родителями по составлению, корректировке индивидуальных учебных планов, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты этих планов.
Именно так мы взаимодействуем с Соней, девочкой, которая живет в новгородской глубинке. Она - добрая, отзывчивая, смышлёная. Вот уже пятый год обучается индивидуально на дому, потому что Соня - инвалид детства. Раньше весь мир её замыкался в кругу родных и близких, жалеющих, понимающих и сострадающих. Она была лишена общения с основной массой обычных сверстников, но с уверенностью и оптимизмом смотрела в будущее.
В 2011 году её мир стал расширяться. Произошло это благодаря дистанционному обучению. Постепенно, изо дня в день, Соня постигала азы компьютерной науки. Иногда казалось, что страх непреодолим перед таким количеством компьютерного оборудования. Напомню, что оборудование было установлено у Сони в соответствии с требованиями к оснащению рабочих мест детей-инвалидов комплектами программно-технических средств.
Страх перед неведомым и радость познания — вот, что можно было прочесть в её глазах. Стремление к познанию нового и интересного превзошло всё. Соня всегда говорит: «Я попробую». Пробует — и у неё получается учиться, потому что есть неиссякаемое желание и непревзойдённая сила воли.
Соня — гуманитарий. Она на «отлично » справляется с русским языком, литературой, историей и увлеклась английским языком. Ученица добросовестно относится к учёбе, так как понимает, что познание - реальная возможность справиться с недугом, жить и радоваться жизни. Дистанционное образование стало для Сони реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места нахождения и времени, с учётом её индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
С будущей профессией Соня уже определилась. Её она тоже будет получать дистанционно.
Светлана Евтихиевна Башкина
тьютор дистанционного обучения,
учитель МАОУ «Новгородская ООШ» д. Божонка