19 декабря 2013
Новгородские Ведомости
или Как из «УМНИКА» вырастить умника. Своим мнением делится Геннадий СЕМЁНОВ, преподаватель НовГУ, кандидат технических наук, член экспертного совета федеральной программы «УМНИК».
На сегодняшний день молодых учёных, стремящихся реализовать себя в технической и инновационной деятельности, способен серьезно поддержать, пожалуй, лишь государственный Фонд содействия развитию (ФСР) малых форм предприятий в научно-технической сфере. Его другое название «УМНИК».
Программа ФСР для тех, чей возраст от 18 до 28 лет. Это могут быть студенты вузов, аспиранты, специалисты предприятий. От них требуется, чтобы экспертам они предложили такие проекты (рисковые, смелые), которые могли бы быть доведены ими до создания инновационных и востребованных рынком продуктов. Идею можно законсервировать в патенте, а можно, благодаря гранту фонда, попробовать воплотить в жизнь. Денежная поддержка, кстати, составляет 400 тыс. рублей на два года.
В конце ноября в Новгороде были выбраны новые новгородские «умники» и «умницы». Больше остальных впервые дал Институт медицинского образования. Любопытны были идеи о том, как с помощью портативного прибора провести мониторинг сердечной деятельности, как возможно измерить психоэмоциональное состояние, как по-новому диагностировать воспаление миндалин. Ну что тут скажешь? Рука не поднимется «зарубить» медицинские инновации. Но меня как технаря не может не волновать тот факт, что с каждым годом всё меньше заявляют о себе студенты инженерных специальностей. А если и заявляют, то довольно слабыми работами.
В чём беда? Отвечая на вопрос, не буду оригинален. Молодёжи, интересующейся физикой, сейчас катастрофически мало. Непрерывные реформы образования привели к тому, что физика больше не является обязательным для ЕГЭ предметом в школе, и как следствие, снижено качество преподавания. Прибавьте к этому снижение рождаемости в 1990-е. Результаты всего этого наблюдаются в наших аудиториях. 10–15 человек в учебной группе по каждой специальности. Не скрою, возимся со своими студентами до последнего, не отчисляем, подключаем даже родителей, чтобы ребята учились как следует.
Конечно, в школах и гимназиях есть способные ученики. Но учителя их нередко ориентируют на вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Мол, не упустите свой шанс, подрастёт следующее поколение — не поступите. Подобная тенденция, к слову, наблюдается по всей стране. Столичные университеты и институты её прочувствовали и, лоббируя свои интересы по набору студентов, начинают всё активнее воздействовать на Министерство образования: «А давайте-ка вообще закроем региональные вузы, чтобы вся талантливая молодёжь стекалась к нам». Умалчивая, правда, о том, что жизнь в мегаполисах для большинства поступающих далеко не комфортная.
Но я уверен, пройдёт лет пять, и аудитории нашего университета станут заполняться до отказа, надо обязательно дождаться детей, рождённых в двухтысячных. А учитывая, что радиоэлектроника продолжает развиваться в Новгородской области, очевидно, и преподавание физики в школах существенно изменится в лучшую сторону.
Кроме того, считаю неуместными и суждения о том, что коль проекты по инженерному направлению оставляют желать лучшего, может, стоит и «УМНИК» на время закрыть. Но кто тогда поддержит одарённых молодых людей?
А вот за то, чтобы сами преподаватели университета более активно занимались научной, а не только учебной деятельностью, я выступаю за двумя руками. Ведь талантливые ученики невозможны без талантливых наставников, играющий тренер — всегда залог успеха всей команды. Как, например, происходит на кафедре «Проектирование и технология радиоаппаратуры» ИЭИС НовГУ под руководством доктора физико-математических наук, профессора М.И. Бичурина, активно цитируемого в науке мирового уровня. Под его руководством трудится команда преподавателей, осуществляющих промышленное освоение своих научных исследований и разработок, а также аспирантов и активных студентов кафедры, к слову, постоянных участников программы Фонда. Как можно вырастить умника? Пожалуй, только так.