Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий



Главная » Информация » Точка зрения » Точка зрения: Дистанционное обучение: вызовы времени

Точка зрения: Дистанционное обучение: вызовы времени

21 марта 2014

Современная школа России

Ортодоксальная, необходимая в жизни человечества, область воспитания себе подобных претерпевает серьезные деформации. Мы ждем катаклизмов в образовании. Наши ожидания определены катаклизмами цивилизации. Мир уже не будет таким, каким был вчера. Мир не будет таким, какой он сегодня. Мир останется таким, каким он был всегда, но просто мы не знали его таким.

Если вы еще не поняли сути происходящего, то вам следует почувствовать себя гоголевским персонажем и попытаться произнести сакраментальную фразу «Поднимите мне веки!».

В сети набирают обороты бесплатные образовательные курсы. Набирают так же, как набирали ранее, но пока лидерство в подобного рода обучении принадлежит сетевому маркетингу и общественным организациям различного толка. Наконец-то! Появились материалы о том, что чиновники и университеты вплотную занялись переводом российского образования в онлайн-среду. Но каково положение дел? Пока реальное положение дел желает лучшего.

Уже не вызывает сомнения, что полностью в сеть уйдет продажа билетов на транспорт и концерты, книги, музыку и фильмы. Это признанный факт. Догадайтесь с трех раз, что произойдет с образованием? Надеюсь, хоть для занятий физической культурой и спортом детей будут отвлекать от информационных технологий.

По данным Всемирного банка в России в 2012 году 53% жителей являлись активными пользователями Интернет. Конечно статистика… так себе, не ясно, каков процент может воспользоваться современными ресурсами полноценно. Не приходится говорить о видео, хотя бы поиск осуществлялся более-менее, чтобы можно было купить что-то в Интернет кроме билетов и книг.

Однако, по данным Data Insight, оборот всех российских интернет-ретейлеров в 2012 году составил 405 миллиардов рублей, в том числе 280 миллиардов рублей пришлось на материальные товары, то есть не на виртуальную продукцию и информацию, а на электронику, печатные издания, одежду и так далее. Но это только полноценные электронные продажи, без учета продаж по электронной рекламе. Когда я покупал автомобиль, я пользовался Интернетом для поиска продавца. Несмотря на то, что я пришел в магазин за автомобилем, покупка не была «салонной». Просто в сети мне не предоставили соответствующий сервис. И я в этом не одинок. И если сегодня чисто электронная торговля в мире уже отняла приблизительно 14% от сетевого ретейла, то, возможно, что судьба гипермаркета – магазин шаговой доступности с ширпотребом и продуктами питания.

Точно также можно прогнозировать судьбу образования, в которой основная роль будет также отдана глобальной сети. С точки зрения стоимости обучения уже наметилась серьезная тенденция, когда стоимость обучения парикмахера составляет около трех тысяч долларов, тогда как высоко квалифицированным специалистом в области программирования можно стать совершенно бесплатно. Эта тенденция получения образования самого высокого уровня на бесплатной основе реально позволяет открыть перспективы перед талантливыми молодыми людьми. Только учись, если, конечно, интеллект позволяет. Система формирования мировой элиты на основе талантливой молодежи оправдана мировым опытом. Такой элиты в России пока не сформировано, а именно от нее зависит будущее наших территорий. Ваши дети могут быть талантливы, откройте перед ними жизненные перспективы.

Первыми в цивилизации нематериального актива пострадали деньги, которых фактически в современном мире нет, хотя понятие «денег» по традиции часто упоминают. Одновременно с этим процессом инициировался естественный процесс деградации рабочих специальностей и трудового населения как класса. Это естественный процесс, вызванный реструктуризацией экономики в эпоху глобального перепроизводства, процесс ориентации в сферу оказания услуг.

Что касается государственной власти, то и она претерпевает деформации, сравнимые с фактической ликвидацией в традиционном смысле этого понятия. Какое может быть государство без экономики, денег, с открытыми для внешних интересов границами? Фактически у государства превалирующими функциями остаются исключительно полицейские. Да и то, необходимость и важность этих функций приходится постоянно поддерживать. Формально пока видимость традиционной власти сохраняется, но можно понять чиновника в ситуации, когда нет никаких гарантий, что он завтра не будет осужден международным трибуналом за выполнение своих сегодняшних обязанностей.

При существующем положении дел, современными реалиями завтрашнего дня вполне могут стать «существующий министр несуществующего образования и существующий президент несуществующего де-факто государства».

В этих условиях недостаточное развитие образования дает однозначную перспективу формирования общества бесполезных телепузиков с генофондом сомнительной для цивилизации ценности. Такое жесткое определение вызвано неспособностью существующей системы образования дать необходимые компетенции, обусловленные новыми экономическими, политическими и информационными реалиями. Тогда как потребительская составляющая, формирующаяся рекламой, будет присутствовать достаточно полноценно. Прямое следствие такого развития – общественная изоляция от мирового сообщества. Случаи изоляции общественных групп от цивилизации в истории человечества встречались достаточно часто. Однако в новейшей истории они, как правило, приводили к вымиранию их представителей.

Задача современного образования – создание поколения, пригодного к активной экономической и общественной жизни социума на определенном временном отрезке его существования. Современная школа, де-факто, этого не дает. И кто будет преподавать? И, самое главное, как будет преподавать? Учитель у доски, а ученик в телефоне? Тех, кто может сегодня преподавать с необходимым уровнем компетенций, можно пересчитать по пальцам. Попробуйте выпустить из учреждения среднего образования выпускника, способного безболезненно продолжить обучение в западном образовательном учреждении или начать трудовую карьеру вне постсоветского пространства?

Можно подумать, что автор агитирует за формирование кадров на экспорт. Это не совсем так, дело в том, что вектор развития нашей территории, независимо от частных случаев и желания властей показать свою независимость, имеет международную направленность. Дело в том, что при входе международного сообщества в активные экономические отношения на территории нашего проживания население должно быть готово к коммуникациям и трудоустройству, чтобы не попасть в социальную изоляцию, подобную той, в которой находится сегодня сельское население.

Только внедрение дистанционных технологий обучения, современные коммуникации, одновременное получение образования в России и за рубежом может спасти ситуацию.

В прочем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Как это ни прискорбно звучит.

Родители, учителя, каждый должен делать все, что в его силах, чтобы помочь сориентировать обучаемого, дать возможность полноценного развития. Принять участие в разработке и внедрении дистанционных курсов, платных и бесплатных материалов для обучения.

Компании, заинтересованные в подготовленных кадрах, активно развивают онлайн-обучение. Причем, чем выше требования к обучаемым, тем более льготными являются условия. Следует обратить внимание на образовательные проекты Microsoft & Intel. В создании бесплатных онлайн-курсов участвуют все больше университетов всего мира. Бесплатные учебные курсы MOOC — Massive Open Online Courses размещаются в открытом доступе.

Лидером бесплатного онлайн обучения является США. Однако мнение ученых и исследователей в этой области, что новые технологии пока не столько изменили существующую систему обучения студентов, сколько заставили серьезно задуматься о ее будущем. За онлайн-обучением будущее, но пока сервисы электронного дистанционного обучения не совершенны и недостаточно электронных материалов пригодных для проведения занятий. Однако, при работе с электронными средствами коммуникаций теряется контроль за распространением материала. Этот фактор преподносит сюрприз современному бизнесу от образования, нужно менять экономические механизмы и, по сути, учить бесплатно! Сюрприз за сюрпризом, но это время перемен. И, самое главное, электронное  дистанционное обучение работает.

В последний год университеты всего мира один за другим включаются в гонку за право бесплатно обучать миллионы студентов по всему миру. Примером комплексного отношения к инновациям в образовании является Khan Academy и ее основатель Салман Хан, открытые и бесплатные уроки которого в Сети посмотрели более 270 000 000 раз. Бывший финансовый аналитик упорно продвигает свой проект, призванный до неузнаваемости реформировать школьное образование. Конечно, это не новый проект, программа «Современная школа России» существует гораздо дольше, но рынок российского образования, прямо скажем, диковат. Пока Правительство России, как крупнейший инвестор, не будет смотреть в сторону развития общественных инициатив в сфере образования, нам придется пожинать плоды бюрократии. Инвестор, конечно, тоже будет их пожинать, но понимание этого наблюдается только у мировой элиты.

Coursera — проект в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нг и Дафной Келлер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в Интернете, в виде набора бесплатных онлайн-курсов.

По данным проекта, в нем участвуют 10 американских университетов и 97 университетов партнеров по всему миру. Сегодня это 538 курсов на 12 языках. На русском языке или с русскими субтитрами доступно 13 курсов.

Для русскоязычной аудитории доступны 2 курса по биологии и науке о жизни, 1 — по бизнесу и управлению, 1-  по химии, 1 — по теории компьютерных систем, 8 — по экономике и финансам, 1 – здоровье и общество, 1 — по гуманитарным наукам, 3 — по информации технологии и дизайну, 2 — по физике.

Структура курсов www.coursera.org
Количество доступных бесплатных курсов по разделам наук, в разрезе русского и английского языка.

Безымянный

Такой языковый срез, прямо говорит о непредставленности российского образования. Однако, все таки, что-то есть, а при владении английским языком проблема снимается вовсе.

Проблема бесплатного образования беспокоит и Google. Программисты Google приступили к созданию открытой бесплатной платформы Edx для создания  учебных курсов. Это платформа создается совместно с Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом. Ну, а пока каждый преподаватель может воспользоваться видеокамерой или веб-камерой, разместить свой курс на открытом ресурсе или на локальном ресурсе образовательного учреждения.

В России для нужд образования, проведения занятий и создания видеолекций специально разработано оборудование HiTech OWC серии S. Эти же функции включает оборудование видеоконференции HiTech OWC с новым пакетом программного обеспечения «Мультитедиацентр», нашедшего своих покупателей и в Европе.

Мультимедиацентр HiTech OWC позволяет не только проводить видеоконференции, но и обеспечивает доступ к локальным и сетевым образовательным ресурсам, дает возможность подготовки и публикации видеолекций, имеет режимы видеоконтроля, онлайн-тестирования и может применять механизмы электронной подписи для подтверждения достоверности данных. Оборудование разработано для бизнеса, библиотек, учебных заведений и избирательных комиссий.

Анатолий КОХАН,

руководитель комплексной программы «Современная школа России»

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий

Педсовет для всех
Информационный образовательный портал