источник: http://5317ansif.edusite.ru/p14aa1.html
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Это период закладывания позитивного отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе. Поэтому, экологическое образование и воспитание в данный возрастной период является одним из приоритетных направлений обучения и воспитания ребенка. Результатами экологического образования и воспитания является достижение детьми определенного уровня экологической культуры.
Составной частью экологической культуры личности дошкольника являются знания о природе и их экологическая направленность. Главной целью экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманного, то есть осознанно правильного ответственного отношения к природе, воспитание человечности и доброты. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от условий его организации в практике.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, чем выше в дальнейшем её уровень. Мы учимся видеть и понимать красоту родной природы, бережному отношению ко всему живому и результатам своего труда, умению радоваться красоте выращенной рассады.
Все дети обожают чудеса и весёлые открытия. Устроить их можно прямо на подоконнике в холодное время года. Это интересное и полезное занятие -выращивание урожая, которое развивает у детей наблюдательность, любознательность, формирует привычку к трудовой деятельности, закладывает основы воспитания любви к родной земле. Дети с большим вниманием, интересом наблюдают за тем, какие растения растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу. Поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.
Этот «маленький зелёный островок» помогает лучше узнать жизнь растений. Так удивительно, когда первая зелень поспевает у нас на глазах. К тому же это дело полезное для здоровья, ведь такой урожай, выращенный своими руками, витаминами богат и никаких химикатов не содержит. А, добавленная к супам и салатам зелень, помогает усваивать организму белки.
Так и у нас в группе есть «огород», который является не данью моде и традициям, а простая потребность людей стать ближе к природе. Подоконник - это отличное место для разведения небольшого огорода. Процесс выращивания несложен и почти не требует материальных затрат. Зато сколько радости и пользы! Эти растения становятся сокровищницей вкусов и ароматов, а ещё - эффектным украшением нашей группы. На нём мы выращиваем зелёный лук, чеснок, рассаду овощей (огурцов, кабачков, помидор), цветов - однолетников (бархатцев, настурции), пряные травы (базилик, мелиссу, сельдерей, петрушку, мяту, кориандр). Весной проводим выгонку луковичных (тюльпанов, гиацинтов, крокусов). Появление первых цветов - дорого стоит. Поднятые к солнцу первые лепесточки громко возвещают о приходе весны: «Жизнь продолжается!». В течение года мы проводим опыты, наблюдения, устанавливаем причинно-следственные связи между растением и землёй, растением и водой, растением и человеком. В процессе исследований ребята знакомятся с художественной литературой - поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривают иллюстрации с изображением овощей, инсценируют сказки, сравнивают по цвету, вкусу, форме, размеру. Играют в дидактические игры «Узнай на ощупь», «Определи на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Угадай название». Вместе мы ухаживаем за растениями, проводим обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
А сколько фантазии можно увидеть в развитии целых сюжетов? Благодаря различным декорациям огород каждый год получается разным. Сначала хозяйкой «огорода» была бабушка Агафья, которая жила в маленьком домике, ходила за водой с вёдрами на коромысле к колодцу, сидела на завалинке с любимым котом Васькой, слушала «пение птиц», ухаживала за посадками. На подворье вместе с ней жила свинья Хавронья и пёс Шарик. От имени всех персонажей дети получали советы по выращиванию здоровой рассады и уходу за комнатными растениями.
А сейчас наш весёлый огород украшает берёзовый плетень с яркими подсолнухами. Между грядками важно расхаживает Смешарик – Копатыч, которому в помощники поставили чучело. С помощью этого смешного, но горячо любимого мультгероя, ребята знакомятся с основами правильного питания, с полезными витаминами, находившимися в тех или иных овощах и фруктах. Создать этот многофункциональный уголок помогли нам «очумелые ручки» наших родителей.
Для того, чтобы «огород» оставался интересным для всех участников учебно – воспитательного процесса, я стараюсь чаще дополнять, видоизменять декоративно – художественное оформление. Провожу исследовательскую деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей. Больше предоставляю самостоятельности в практических действиях по уходу за растениями. Соблюдаю временную эпизодичность «огород в разное время года». Вот так в игровой форме я решаю задачи по экологическому воспитанию.
Аделия Вениаминовна Александрова,
воспитатель дошкольных групп МАОУСОШ с. Анциферово