6 февраля 2014
Журнал "Вестник актуальных прогнозов"
В апреле 2011 года на заседании Правительства Российской Федерации В.В. Путиным были даны поручения по модернизации системы общего образования. Реализация проекта позволяет повысить качество условий обучения и уровня образования в школах, привлечь молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения, повысить их квалификацию. Одна из целей проекта - повысить среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты в экономике субъекта Федерации. Новгородская область вошла в десятку регионов, где эта планка достигнута. О том, как реализуется проект модернизации образования, какие ближайшие и перспективные задачи решают региональные власти вместе с педагогическим сообществом, в нашем интервью рассказывает губернатор Новгородской области Сергей Митин.
- Сергей Герасимович, проект осуществляется уже почти два года. Какой эффект вы планировали получить и что удалось сделать?
- Считаю, что в первую очередь нужно говорить о социальных эффектах в результате модернизации системы общего образования в области. В числе основных назову рост заработной платы учителей и других педагогических работников, улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений, обеспечение условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов, развитие информационных технологий и в связи с этим создание сети школ, реализующих дистанционное обучение, и, конечно, привлечение молодых учителей в систему общего образования. И у нас есть неплохие результаты. Как их будут оценивать родители школьников, население - нам важно, поэтому информационному сопровождению проекта тоже уделяем внимание: информацию доносим и через интернет-ресурсы, и через средства массовой информации, проводим мероприятия для родительской общественности.
Одним из основных был вопрос повышения заработной платы учителям. Среднемесячная заработная плата учителей у нас в области по итогам 2012 года достигла 21 695 рублей. Это хороший показатель. Но добавлю, что уже в декабре 2011 года, благодаря принимаемым мерам, средний уровень заработной платы учителей составил 21 325 рублей и превысил среднее значение зарплаты в целом по экономике области на 14,4процента.
Денежные средства получали из федерального бюджета, кроме того, мы изыскивали свои резервы. Статистика такова: в 2011 году из федерального бюджета на модернизацию образования поступила субсидия в размере 77,065 млн рублей, софинансирование из областного бюджета составило 12,032 млн рублей; ещё дополнительно 77,065 млн рублей из областного бюджета мы направили на повышение заработной платы учителей. В 2012 году федеральный бюджет нам выделил на реализацию проекта модернизации 218,9 млн рублей, средства областного бюджета на эти цели составили 31 млн рублей, средства муниципальных районов, с учётом внебюджетных источников, - 14,1 млн рублей. И мы также в минувшем году продолжили работу по дальнейшему повышению среднемесячной заработной платы учителей и педагогических работников. Для этого из областного бюджета был выделен 231 млн рублей. А на повышение заработной платы низкооплачиваемых категорий работников учреждений системы общего образования с 1 июля 2012 года направлено 118,7 млн рублей.
В итоге в целом в рамках реализации проекта модернизации системы общего образования заработная плата повышена 4735 педагогическим работникам образовательных учреждений, в их числе - 4116 учителям.
- Но акценты, наверно, расставляли не только на вопросах повышения заработной платы учителей? Инновации в системе общего образования требуют создания современных условий обучения, соответствующей материально-технической базы...
- Эти направления предусмотрены проектом модернизации. Федеральные и областные средства позволили приобрести для образовательных учреждений новое учебное лабораторное и производственное оборудование, улучшить спортивное, медицинское, компьютерное оснащение - всего приобретено 24 с половиной тысячи единиц оборудования. Существенно пополнен парк школьных автобусов: сейчас ежедневно выходят на линии 169 автобусов, 19 мы закупили в минувшем году, обновив школьный транспорт в 13 муниципальных районах.
Школьные библиотеки смогли пополнить свои фонды на 108 тысяч единиц учебной литературы. Мониторинг показывает, что теперь обеспеченность учебниками образовательных учреждений составляет 93%. У нас введена новая модель аттестации учителей, ежегодно мы направляем более 20 млн рублей на повышение квалификации педагогических работников. В базовых общеобразовательных учреждениях организовано дистанционное обучение учащихся - центры дистанционного обучения созданы в 49 школах.
Добавлю, что в 2012 году особое внимание мы уделили проведению ремонта школ, приобретению оборудования для подготовки к реализации ФГОС. В итоге капитально отремонтировали 129 школ, а это более 55% от их общего числа.
- Сергей Герасимович, актуальной проблемой во многих регионах является привлечение на работу молодых специалистов, особенно для работы в сельской местности. Есть ли у вас свои рецепты против «старения» педагогических кадров?
- Согласен, проблема эта беспокоит. У нас в области пока только 7% молодых учителей со стажем работы до 5 лет. Но год назад этот показатель был ещё меньше. Уверен, что в дальнейшем кадровая ситуация будет меняться в лучшую сторону, потому что престиж профессии учителя, педагога постепенно возвращается. Повторю, мы много работали над повышением оплаты труда работникам бюджетных организаций, и сегодня средняя зарплата учителей уже достигла средней по экономике.
Что ещё может привлечь молодёжь? Конечно, жильё. У нас действует несколько целевых программ по поддержке молодых специалистов. Одна из них - «Ипотечное жилищное кредитование молодых учителей общеобразовательных учреждений Новгородской области». Её участниками могут стать молодые люди в возрасте до 35 лет, зарегистрированные по месту жительства на территории области, имеющие стаж работы учителем не менее одного года и готовые проработать в нашей области ещё не менее пяти лет. Сорок молодых педагогов заинтересовались условиями программы и уже получили сертификаты на субсидию для уплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту, он составляет 20% от суммы кредита, под 8,5% годовых. В сельской местности финансовая помощь молодым учителям в строительстве или приобретении жилья оказывается и в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области».
- Можно ли сказать, что в вашем регионе так же, как с зарплатами учителей, решённой считается проблема заработной платы педагогов дошкольных учреждений?
- Именно задача повышения заработной платы педагогических работников будет для нас одной из главных в текущем году. Указами Президента РФ поставлены задачи строительства детских садов, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, к которым относятся и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В 2012 году средняя зарплата специалистов в детских садах составляла немногим больше 13 тысяч рублей. По итогам нынешнего года мы должны довести её до уровня средней зарплаты в сфере общего образования (которая, в свою очередь, будет повышена на 5,5% с 1 октября 2013 года). В областном бюджете на эти цели предусмотрено 270 млн рублей при поддержке из федеральной казны.
Почему для нас это важно? Объясню. У нас уже происходят позитивные изменения в системе дошкольного образования, в том числе в части повышения заработной платы. И в этом Новгородская область опережает многие российские регионы. Например, дети от трёх до семи лет у нас детскими садами обеспечены полностью. Мы решили эту проблему в 2012 году. Но теперь стоит задача по обеспечению местами в детских садах детей в возрасте до трёх лет. Сейчас в очереди на получение места в детском саду числится около 500 детей в возрасте от полутора до трёх лет, и каждый месяц эта цифра увеличивается. Будем учитывать тот факт, что растёт рождаемость, в области достигнут самый высокий её уровень за последние 20 лет, и положительные тенденции сохраняются. Значит, нам нужны новые детские сады, их мы намечаем построить девять в ближайшее время. Нужны воспитатели, нянечки. И никто не поспорит с тем, что материальный стимул тоже играет свою роль в качественном труде, ответственном отношении к делу. А речь ведь идёт о воспитании наших малышей...
Не могу не сказать ещё об одном моменте, который мы должны учитывать. При в общем-то достигнутом хорошем показателе средней заработной платы учителей есть некоторая неравномерность: в ряде районов учителя получают меньше среднего. Почему это происходит? Из-за малокомплектности школ, ведь от их наполняемости зависит фонд оплаты труда. Поэтому нам необходимо провести оптимизацию сети образовательных учреждений, преобразовав ряд школ в филиалы образовательных учреждений. В результате повысится заработная плата учителей, мы сможем решать существующую проблему комплектования отстающих школ квалифицированными кадрами, что, естественно, положительно отразится на качестве образовательных услуг. Провели на эту тему расширенное заседание регионального межведомственного совета по модернизации системы общего образования и рассчитываем на поддержку муниципалитетов и педагогов, которые вносят свои предложения.
- Одним из основных направлений модернизации системы общего образования является введение новых федеральных государственных стандартов образования. Созданы ли в вашей области необходимые условия?
- Проект модернизации образования, конечно, помогает в реализации ФГОС. В 2013 году из федерального бюджета планируется выделить нашей области около 140 миллионов рублей. Благодаря этому мы начинаем массовое оснащение школ в связи с введением новых федеральных государственных стандартов образования. Отмечу, что в 2012 году средства распределялись в зависимости от количества учащихся в муниципальных районах, в нынешнем - будем принимать во внимание результативность реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования муниципальных районов в 2011-2012 годах.
Если обратиться к статистике, то на начало сентября 2012 года 75% обучающихся начальной школы занимались по ФГОС начального общего образования. Каждый второй учебный кабинет в школах области для первоклассников оборудован интерактивными досками. Все учителя и руководители общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации по ФГОС начального общего образования.
В 91 общеобразовательном учреждении, а это 44% от общего количества школ, созданы условия для введения ФГОС основного общего образования, 3005 учащихся 5-х классов уже в этом учебном году приступили к обучению по ФГОС. Повторю, что в регионе создана сеть базовых школ, реализующих дистанционные образовательные технологии.
А если говорить о других направлениях проекта, то мы запланировали в 2013 году приобрести 40 школьных автобусов, тем самым обновив парк этого транспорта более чем на 20% и доведя долю школьников, которым будет обеспечен безопасный ежедневный подвоз в базовые школы, до 100%. На эти цели будет направлено 54,5 млн рублей.
Объём средств на финансирование мероприятий по пополнению фондов школьных библиотек - в рамках комплекса мер и долгосрочной областной программы «Развитие образования и науки Новгородской области на 2011-2015 годы» - предусмотрен для достижения в 2012/13 учебном году 100-процентной обеспеченности учащихся необходимыми бесплатными учебниками, в том числе по ФГОС.
Все наши усилия направлены на то, чтобы достигнуть главной цели - обеспечить доступность качественного образования для каждого школьника Новгородской области.