Сегодня у многих учащихся общеобразовательных школ есть репетиторы. Наибольшей популярностью пользуются репетиторы по иностранному языку, математике и русскому языку. Как правило, с учениками средних классов занимаются учителя их же или соседних школ, со старшеклассниками – преподаватели вузов.
Все привыкли считать, что репетиторство – это личное дело тех, кто преподает, и тех, кому преподают. Однако на самом деле его нужно рассматривать как вид индивидуальной трудовой педагогической деятельности. По закону такая деятельность предполагает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") предусматривает возможность осуществления образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями. При этом закон устанавливает для индивидуальных предпринимателей возможность вести образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (часть 1 статья 32).
Деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность непосредственно, не требует лицензирования и государственной аккредитации.
Репетиторство как вид образовательной деятельности обладает определенными преимуществами с точки зрения субъекта, предоставляющего образовательные услуги. Во-первых, организация репетиторства не требует каких-либо значительных затрат – на аренду помещения, приобретение специального оборудования и т. д.
Во-вторых, репетитору не нужно повышать квалификацию и готовиться к занятиям (как правило, он использует уже наработанные в ходе своей основной профессиональной деятельности знания).
В-третьих, репетиторство не предполагает необходимости оформления большого количества бумаг и может осуществляться только на основании договора об оказании образовательных услуг.
Репетиторство выгодно и потребителю образовательных услуг. Он может выбрать учителя или преподавателя вуза на свой вкус и договориться с ним об оплате безо всяких посредников. Кроме того, репетитор, как правило, занимается индивидуально, и, если его способ объяснения материала будет понятен потребителю, эффективность от занятий с ним будет намного выше, чем от "массовых" школьных уроков.
В то же время потребитель образовательных услуг должен учитывать, что репетитор не может гарантировать ему получение знаний соответствующего уровня. Далеко не все занятия с репетиторами приводят к положительному результату, поскольку он зависит от многих факторов, в т. ч. от способностей и старательности ученика.
На практике часто встречается ситуация, когда учитель занимается репетиторством со своими же учениками. В этом случае речь может идти о конфликте интересов педагогического работника.
Согласно ч. 2 статьи 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в т. ч. в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Понятие конфликта интересов педагогического работника содержится в п. 33 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Это ситуация, при которой у работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Таким образом, принципиально важно, чтобы учитель, оказывающий репетиторские услуги на постоянной основе, во-первых, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, во-вторых, не вел занятия со своими учениками за плату в ситуации, когда такие занятия должны им проводится бесплатно в рамках трудовых обязанностей. В-третьих, каждый раз заключал с учениками (если они совершеннолетние) или с их родителям (если они несовершеннолетние), договор в письменной форме. Такой договор должен содержать описание предоставляемых услуг с указанием на то, что данные услуги имеют дополнительный по отношению к образовательной программе характер и не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Кроме того, в договоре должно быть прописано, что услуги оказываются по обоюдному согласию сторон, а качество и сам факт оказания данных услуг не предопределяют результаты обучения по основной образовательной программе у того же учителя.