Учеба - это тяжелый и напряженный труд, который выполняется в условиях дефицита времени на фоне резкого снижения двигательной активности. Действенная мера по повышению умственной работоспособности и сохранению здоровья школьников - увеличение их двигательной активности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Школьники, увлеченные каким-либо видом спорта, не попадают в группу риска – это и является первичной профилактикой разного рода зависимостей, потому что занятия физической культурой и спортом позволяют научиться полноценно расслаблять свое тело и, следовательно, снимать как мышечное, так и эмоциональное напряжение.
В нашей школе большое внимание уделяется физическому развитию детей. Помимо 3 часов физкультуры в каждом классе, дети занимаются в спортивных кружках: «Подвижные игры» и «Баскетбол для младших школьников», Баскетбол», «Русская лапта». Много уроков проходит на стадионе, на свежем воздухе, а с первым снегом вся школа встает на лыжи.
У нас - сельская школа, и к детям нужен особый подход. Нет, спорт они любят, даже больше городских ребят, но уроки физкультуры должны быть своего рода праздником. Ведь детская натура не терпит однообразия и монотонности. Поэтому у нас в школе проводятся традиционные соревнования и мероприятия. Это - осенний кросс, посвященный памяти учителя физкультуры Н.П.Цыганова, седьмой год проводятся соревнования по лыжным гонкам «Перёдская миля», в которых участвуют все дети с 1 по 11 класс. Проводятся также соревнования по различным видам спорта: настольному теннису, бадминтону, баскетболу, мини-футболу, русской лапте, соревнования по прыжкам в высоту «Весенние ласточки», туристический слет.
Традиционными стали спортивные состязания с привлечением родителей и выпускников: «Папа, мама, я – спортивная семья», волейбольный турнир между командами учителей, учеников и выпускников. Каждый год все больше детей стремится принять участие в пробеге Перёдки-Боровичи в честь Дня Победы. Преодолев 10 км пути, ребята возлагают цветы к Вечному огню, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны.
Сельскому учителю всегда приходится выступать в роли организатора детей и в роли тренера. В вечернее время в школе проводятся занятия по баскетболу, настольному теннису, волейболу, лыжам, можно позаниматься в тренажерном зале…
Я убежден: спортом по-настоящему можно увлечься лишь тогда, когда, что называется, попробуешь его на вкус. Иногда приходится чуть ли не силком «тащить» человека на стадион или в спортивный зал. Конечно, с первого раза он не испытает тех, ни с чем не сравнимых ощущений, которые мы называем мышечной радостью. Значит, нужно сделать так, чтобы он пришел туда снова. Физическая культура – это осознанное «выращивание самого себя». Поэтому так важно соревноваться с самим собой, постоянно улучшать свои физические показатели. Занятия физкультурой должны войти в привычку, стать потребностью.
Важно пробудить интерес. Зажечь азарт, честолюбие. Пусть ребенок попереживает от сознания, что не может подтянуться на перекладине, попасть в кольцо, ударить битой по мячу, что фигура у него никудышная. И тогда, уверен, он придет в спорт сам.
Надо учить детей управлять своим телом, а для этого необходимо развивать физические качества. Что касается здоровья, то цель - сохранять и умножать свое здоровье для подавляющего числа детей - непонятна. И задача учителя - сформировать у детей «наркотическую привязанность» к движению и физическим упражнениям.
Как показывает практика, школьники, занимающиеся в спортивных секциях, более сформированы социально. Они - дисциплинированы, общительны, целеустремлены, решительны. Умеют работать в команде и стремятся к поставленной цели. У них появляется увлечение, которое помогает им самоутверждаться. И эти увлечения приносят свои плоды. В школе формируются команды по всем видам спорта. Все достижения ребят, а их достаточно - в прошлом году они заняли 14 первых мест из 20 по различным видам спорта - озвучиваются на школьной линейке. Победителям вручаются грамоты и подарки. На доске объявлений вывешиваются протоколы состязаний с баллами, секундами, очками, поздравления победителям соревнований. Уже много лет подряд школа является победителем районной спартакиады школьников.
Мы воспитали немало хороших спортсменов - победителей и призеров районной и областной спартакиад, которые стали просто хорошими людьми. Они и сейчас не забывают школу, в расписании занятий есть время для занятий выпускников и родителей.
Есть такая притча. Два путника, идущие вдоль реки, услышали отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, они увидели в реке тонущих детей и бросились их спасать. Заметив проходящего мимо человека, они стали звать его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаг. «Разве тебе безразлична судьба детей?» – спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети падают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим основным делом – профилактикой. Подростки – это будущие родители, и навыки здорового образа жизни они могут и должны передать своим детям. Здоровые дети – это наш потенциал, это истоки оздоровительной работы со всем населением.
Александр Владимирович Антонов,
учитель физической культуры МАОУ СОШ д. Перёдки