6 мая 2016
Сегодня как никогда актуальными стали слова В.А.Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам. Одним из основных принципов дошкольного образования ФГОС ставит тесное сотрудничество образовательной организации с семьёй. Одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию образовательной организации с родителями.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Передо мною стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Взаимодействие с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Я использую не только наблюдение со стороны, но и создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей: совместный труд, досуг, занятия с родителями и детьми.
Родители моих воспитанников принимают активное участие в проектной деятельности. Многие проекты являются как бы завершением тематической недели, другие разрабатываются по инициативе самих детей.
Я приглашаю родителей на открытые занятия, где они принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр их участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. Например, на занятии по теме «В здоровом теле - здоровый дух» дети вместе с воспитателями учили родителей, как надо правильно делать точечный массаж, и родители с большим удовольствием повторяли все движения за детьми, предлагали свои методы в борьбе с простудой. Используя деловую игру на родительском собрании, педагоги узнали для себя, какие взаимоотношения складываются между родителями и ребенком (использовались вопросы, схемы). В процессе обсуждения темы участники игры с моей помощью пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и находили правильное решение.
Не менее эффективная форма работы с родителями — конкурсы. В моей группе регулярно проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывают все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревают.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Например, один из пап показал, как сделать кормушки для птиц. Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко Дню защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Здоровые дети - надёжное будущее. В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий я включила День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Я приглашаю родителей принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты», «На природу мы пойдём».
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; родители привлекаются к совместным усилиям по оздоровлению детей. Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала.
В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, потому что любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание.
Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Такой вид общения становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.
Со страниц электронной почты родители получают оперативную информацию. Также информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на наш сайт, где педагоги и специалисты размещают полезную для родителей информацию, новости о проведённых мероприятиях.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая система взаимодействия с родителями воспитанников. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определённые результаты: родители, из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Волкова О.А., воспитатель МАДОУ №14 «Берёзка» с.Яжелбицы