4 апреля 2015
«Что я слышу - забываю.
Что я вижу - я помню.
Что я делаю - я понимаю.»
(Конфуций)
Чтобы быть социально успешным человеком, раньше достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, а сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. А возраст 5-7 лет является самым ценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослыми, под его тактичным руководством
В моей группе очень любознательные, пытливые дети. Настоящие исследователи окружающего мира, «почемучки». Их интересует, из чего состоит снег, что такое гроза, кто такие микробы? Их вопросам нет конца - это хорошо. Я считаю, что одним из самых эффективных приемов, для решения этой задачи является метод экспериментирования. Именно поэтому я решила создать в своей группе опытно-экспериментальную лабораторию.
Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научить учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
В ходе наблюдения я заметила, что идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, желание давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи .
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта у детей постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, непосредственно образовательную деятельность, прогулку.
Мои дети с удовольствием принимали участие в опытах и экспериментах: «Секретное письмо», «Делаем облако», Греет ли шуба?» и многих других.
Эксперименты бывают:
индивидуальные и групповые;
однократные и циклические (цикл наблюдения за водой, за ростом растений).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные провожу я, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет определенную опасность (горящая свеча, горячая вода)В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты.
Для положительной мотивации детей я применяю различные приемы:
1.внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
2.тайна, сюрприз;
3.мотив помощи;
4.создание проблемной ситуации;
5.познавательный момент (почему так?)
6.игра-драматизация (ребенок берет на себя роль «Любознайки», задающей вопросы или «Капитошки», умеющего ответить на них.
Я создала картотеку опытов и наблюдений, которая помогает мне в работе, также я использую перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности (Приложение 1), записи музыкальных произведений, мультимедийное оборудование, таблицы, картины, методическую литературу (Приложение 2 ).
Я бы хотела отметить, что в результате опытно-экспериментальной деятельности мои дети задают вопросы более высокого уровня, их ответы аргументированы. Вопросы и ответы носят познавательный характер, возникают интересные диалоги, в которых мои воспитанники учатся отстаивать свою точку зрения.
Дети охотно обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка.
Воспитатель АМДОУ «Детский сад №2
общеразвивающего вида п. Парфино»
Спиридонова Надежда Александровна
Приложение 1
Планирование экспериментально-опытной деятельности в старшей группе
Месяц |
Игра — экспериментирование |
Задачи |
сентябрь |
«Почему осенью бывает грязно» |
1.Познакомить детей со свойствами почвы. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к явлениям природы. |
|
«Лепим колобок» |
1.Познакомить детей со свойствами песка. 2.Воспитывать аккуратность. 3.Развивать мелкую моторику |
|
«Весёлые кораблики» |
1.Познакомить детей со свойствами воды и бумаги. 2.Развивать наблюдательность. 3.Способствовать становлению дружеских отношений. |
|
«Вот какая пена» |
1.Познакомить детей со свойствами мыла. 2.Развивать навыки самостоятельности. 3.Воспитывать желание соблюдать гигиену. |
октябрь |
«Сверкающие комочки» |
1.Познакомить детей с различными видами бумаги. 2.Развивать тактильные ощущения. 3.Способствовать становлению дружеских отношений. |
|
«Нырок» |
1.Познакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать любознательность. 3.Воспитывать самостоятельность. |
|
«Разные стопы бегут по дорожке» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. 2.Развивать ориентировку в пространстве. |
|
«Чудо мешочек» |
1.Учить детей сравнивать различные овощи. 2.Развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие. |
ноябрь |
«Поиграем с тенью» |
1.Познакомить детей с особенностью появления теней. 2.Развивать творческое воображение. 3.Воспитывать наблюдательность. |
|
«Пузырьки» |
1.Продолжаем знакомить детей со свойствами воды и воздуха. |
|
«Поиграем с тенью» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами тени и света. 2.Развивать творческое воображение |
|
«Цветная водичка» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность) |
декабрь |
«Снежки» |
1.Познакомить детей со свойствами бумаги. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Способствовать становлению дружеских отношений |
|
«Фигурки» |
1.Познакомить детей со свойствами мокрого снега. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к деятельности. |
|
«Откуда дует ветер?» |
1.Познакомить детей с направлением ветра. 2.Развивать интерес к явлениям природы. 3.Воспитывать внимательность. |
|
«Украсим ёлку игрушками изо льда» |
1.Познакомить детей с превращением воды в лёд. 2. Развивать сенсорное восприятие. 3.Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника. |
январь |
«Цветной снег» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега. 2.Закреплять знания цветов. 3.Развивать творческую активность. |
|
«Таяние снега» |
1.Познакомить детей с превращением снега в воду. 2.Развивать чувство любопытства. 3.Воспитывать желание развивать трудовое поручение. |
февраль |
«Отпечатки на снегу» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами снега. 2.Развивать любопытство. |
|
«Вихрь и бумаги» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. 2.Воспитывать наблюдательность. |
|
«Зачем нам нос?» |
1.Знакомить детей с особенностями своего организма. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать культурно гигиенические навыки. |
|
«Где дом у ветра?» |
1.Продолжать знакомить детей с ветром. 2.Развивать интерес к явлениям неживой природы. 3.Воспитывать внимательность |
март |
«Для чего нам нужны ушки?» |
1.Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. 2.Развивать интерес к своему организму. 3.Воспитывать культурно — гигиенические навыки. |
|
«Почему тёмный камень теплее?» |
1.Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Развивать мелкую моторику. |
|
«Узорные дорожки из песка» |
1.Продолжаем знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть). 2.Развивать творческую активность. 3.Воспитывать самостоятельность. |
|
«Ловкие пальчики» |
1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность, ловкость. |
апрель |
«Сушим платочки» |
1.Познакомить детей с температурой. 2.Учить сравнивать разные температуры. 3.Развивать любопытство. |
|
«Весёлые путешественники» |
1.Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и их свойствами. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность. |
|
«Для чего нужны глаза» |
1.Продолжать знакомить детей с организмом. 2.Развивать желание узнать о себе, что-нибудь новое. 3.Воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
май |
«Солнечные зайчики» |
1.Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. 2.Развивать интерес к явлениям природы. |
|
«Сила ветра» |
1.Продолжать знакомить детей с ветром и свойствами предметов (тяжёлый, легкий). 2.Развивать сенсорное восприятие |
|
«Руки помощники» |
1.Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать самостоятельность. |
Приложение 2
Картотека опытов и экспериментов
(старшая группа)
Опыт№1. Эффект радуги
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
Опыт№2. Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы
Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт№3. С дождевыми червями
На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.
Опыт № 4. Показать сокодвижение в стебле растения
2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки). Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Опыт № 5. Свойства воздуха. Прозрачность
Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт №6. Воздух есть внутри пустых предметов
Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
Опыт №7. Вода. Форма капли
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт№8. Как передвигается вода в почве
Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Опыт№9. Вода способна испаряться
Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.
Опыт№10. Ветер
Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.
Опыт№11. Почему не тонут корабли?
Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
Опыт№12. Пар – это тоже вода
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Опыт№13. Защитные свойства снега
Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Опыт №14. Выявление механизма образования инея
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Опыт№15. Лед легче воды
Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт№16. Свойства воды
Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. На вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.
Опыт№17. Магнит
Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов, подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.
Опыт№18. Прозрачность веществ
Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.
Опыт№19. Солнечная лаборатория
Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
Опыт№20. Воздух внутри нас
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт №21. Ветер
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт №22. Песок может двигаться
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Опыт №23. В почве есть воздух
Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.
Опыт №24. В почве содержится вода
Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.
Опыт №25. Чем пахнет вода
Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
Опыт№26. Свойства воздуха
Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался. Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.
Приложение 3
Список литературы
М.Г.Бурнышева. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка».
О.А.Шемаханова. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении
дошкольников с окружающим миром.
О.С.Лиференко. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Ознакомление дошкольников с магнитом.
Т.С.Баталина. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Е.Л.Карпичева. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника.
А.В. Хаярова. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.
Т.М. Семенова. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников.
Т.Б. Баландина. Организация работы по экспериментированию в ДОУ.
О.А. Волошина, Н.М. Забегайлова. Групповые экспериментальные лаборатории и организация работы в них.
Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников
Мойе, С.У. Занимательные опыты с бумагой.
Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.В. Свирской.
Детский сад все для воспитателя. Научно-методический журнал.
Г.В. Агдзимба. Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ.
А.М. Левина. Секреты «Невидимки».
Н.М. Зубкова « Воз и большая тележка чудес».
Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес».