27 августа 2014
Новгородские учителя: «Новгородский институт развития образования - наш помощник и гид по трудной, но такой благодарной профессии учителя».
Прежде чем начать свой рассказ, хочу задать вам вопрос, дорогие читатели. Скажите, какие ЭМОЦИИ будят в вас следующие слова: дифференцированное обучение, технология критического мышления, ИКТ, ИОС, ФГОС? Неужели никаких? А теперь попробуем вызвать отклик в вашей душе вот этими фразами: коснуться сердца каждого учащегося, научить учеников принимать правильные решения, развить творческий потенциал ребенка, сделать школу дружелюбной средой для детей, показать ребятам, для чего они учатся и как развиваться самим... Вот это уже теплее, не так ли?
Мы, учителя, тоже иногда нуждаемся в напоминании, что мы не только учим, но и воспитываем, развиваем, растим. И огромную помощь в этом нам оказывают курсы, которые на постоянной основе организовывает для нас Новгородский институт развития образования. Здесь мы не только узнаем о новых технологиях, достижениях и разработках наших коллег, делимся опытом, но снова и снова вспоминаем о том, что наша профессия не подходит под классификацию: «Сколько заработал, столько и наработал». Мы не меряем свое время и усилия зарплатой, мы отдаем их детям просто так, без остатка, потому что учитель - это все-таки призвание, это стиль жизни.
Этим летом ОАОУ «НИРО» организовал для учителей иностранных языков курсы повышения квалификации с участием носителей языка. На две недели мы погрузились в удивительный мир английского и немецкого языков, вспоминая немного подзабытое и открывая для себя что-то новое в современной разговорной и профессиональной речи. Для нас, «англичан», старались две учительницы из американского города-побратима Великого Новгорода - Рочестера: Доктор Роза Бойл - учитель английского и испанского языков в средней школе и учитель английского как иностранного языка Кристен Хеллоган.
Удивительного обаяния и профессионального энтузиазма леди заставили нас по-новому взглянуть на всю теорию обучения, начиная с первого знакомства с учащимися и заканчивая превращением нудных и обязательных тестов в увлекательнейшее приключение. Мы сами превратились в студентов, и поверьте мне - это неловкое чувство вновь оказаться в положении обучаемого очень сильно сблизило нас с нашими собственными учениками. Теперь, прежде чем начать урок, я обязательно проведу небольшую разминку цветописью или графическую зарядку, чтобы понять, кто из моих учеников сегодня не в настроении, а кто просто рвется в бой. Постараюсь настроить на работу каждого с помощью игр (а их нам американские коллеги презентовали около двух сотен), и обязательно заинтересую своим предметом и скучного «технаря», и заумного «ботаника», и сказочного разгильдяя.
Нас познакомили не только с современным подростковым сленгом и проблемами молодежи западного мира. Мы открыли для себя целый мир средств социального общения, в котором наши дети чувствуют себя как рыбы в воде, а мы иногда «тормозим», и не понимаем, о чем речь. А ведь это отличный способ не только быть в курсе того, чем живут наши ученики и наши собственные дети, но и огромный простор для обучающих технологий, способ практиковать иностранный язык с удовольствием, а не по обязанности. «Необходимость - мать всех изобретений», - сказал Годвин Том. Это применимо и к изучению иностранного языка. Как только возникает необходимость в его использовании, задействуются все умственные ресурсы, все «пассивные» знания, вспоминается все изученное. И наша задача создать на уроке такую настоятельную необходимость, чтобы говорение на языке происходило легко, без оглядки на окружающих, без страха сделать ошибку, просто из потребности выразить себя, свои мысли, чувства, поделиться своим мнением. Но и экзаменов тоже никто не отменял, поэтому обучение в форме тестов, викторин и грамматических загадок вписывается в нашу программу как нельзя лучше.
А ведь кроме обучения есть еще и воспитание. Знаете, чем мы занимались на курсах повышения квалификации шесть дней из десяти? В эти дни нашим домашним заданием было сделать хотя бы одно доброе дело в день и рассказать об этом своим коллегам. Уступить ли место в автобусе, придержать дверь, поднять упавшую игрушку, помочь собрать рассыпавшиеся бумаги или продукты, подать милостыню бездомному, уступить дорогу, утешить расстроенного друга, просто выслушать кого-то - это было нашим домашним заданием! Многие из нас были удивлены, что в западном мире такие поступки приравниваются к подвигу и требуют усилий, потому что мы делаем такие вещи не задумываясь, потому что мы так воспитаны, потому что это наш стиль жизни, потому что мы - русские учителя. Так что обучение было обоюдным.
А во второй половине дня мы с интересом слушали лекции по методикам обучения иностранным языкам, по новинкам учебной литературы и последним технологиям и разработкам в нашей области. Наши коллеги с энтузиазмом делились с нами своим опытом, знаниями и находками. И, поверьте мне, мы словно заново родились, получили такой заряд энергии и желания претворить все это в жизнь, что наших учеников ждет удивительнейшее и незабываемое путешествие в мир иностранного языка. И огромное спасибо за это еще раз хочется сказать ОАОУ «НИРО». Новгородский институт развития образования - наш помощник и гид по трудной, но такой благодарной профессии учителя. СПАСИБО!
Шевелева Наталья Михайловна,
учитель английского языка МАОУ «СОШ № 13» Великого Новгорода,
слушатель курсов «Современные технологии обучения иностранному языку»