25 ноября 2014
Одним из ведущих направлений внеурочной деятельности является духовно-нравственное развитие школьников. В рамках этого направления большинство педагогов начальных классов реализуют курсы, связанные с краеведческой работой.
Изучение родного края помогает формировать активную гражданскую позицию учащихся, патриотичность, активизирует интерес к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города. Кроме того, краеведческая работа расширяет кругозор младших школьников, воспитывает самостоятельность и ответственность, сплачивает детский коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведческой работой я занимаюсь уже пятый год. Конечно, начинать было сложно, в силу отсутствия методических материалов для учителя по краеведению, отсутствия наглядно-демонстрационного материала и учебных пособий для учащихся.
Начала я работу с написания рабочей программы, которую назвала «Юные краеведы». Первое время к каждому занятию приходилось очень долго и тщательно готовиться, подбирать различный доступный и в то же время интересный для детей материал, создавать презентации по темам программы, готовить раздаточный материал, накапливать, систематизировать материал в бумажном и электронном вариантах. Но любая деятельность становится легкой и интересной, если педагог сам «загорится» этой работой. Я смогла увлечь краеведческой работой не только учеников своего класса, но их родителей! И мои ребята совместно с членами своих семей с увлечением включились в активную поисковую работу. Они рисовали, фотографировали, подбирали литературу, готовили презентации. Родители ходили с нами в походы и ездили в поездки по родному краю.
Краеведение – это изучение родного края, своей малой родины. А родина начинается с семьи. Поэтому именно с изучения своих семей мы начали краеведческую работу. Ребята рисовали свои семьи, составляли родословные, оформляли с родителями плакаты «Я и моя семья», «Традиции моей семьи». Ребята моделировали свои дома, улицы, создали макет нашей школы.
Огромное внимание на краеведческих занятиях уделялось военной тематике. Мы подробно изучали материалы, связанные жизнью нашего города Малая Вишера и Новгородской области в годы Великой Отечественной войны. Ребята вели поисковую работу в библиотеках города, искали информацию в газете «Малая Вишера», с помощью ресурсов Интернета. Выступая в роли журналистов, брали интервью на тему «Как воевали мои деды» у старшего поколения - бабушек и дедушек. Весь накопленный материал ребята оформляли в виде презентаций. На защиту презентаций мы пригласили ветеранов войны. А проект «Наши деды на войне» занял второе место на конкурсе «Помни имя своё…» в номинации «Лучший видеоролик».
Мы посетили «Комнату боевой славы», которая находится в нашем городе, и познакомились с поисковым отрядом «Красная звезда». Побывали на кладбище летчиков, расположенном неподалеку от города Малая Вишера. Ребята регулярно участвовали в митингах, посвященных празднованию Победы, организованных у памятника «Скорбящая мать».
В нашей школе №1 имеется музей Боевой славы, где собрана информация об истории нашей школы, о выдающихся выпускниках. В музее представлен богатый материал о героях – маловишерцах, имеются различные исторические документы, связанные с жизнью города Малая Вишера и района в годы войны. Мы с ребятами регулярно посещали музей. Для проведения экскурсий приглашали ветерана войны, педагога нашей школы и основателя музея - Левченко Майю Васильевну.
Мы с ребятами ходили на экскурсии по улицам нашего города, знакомились с растительным и животным миром, изучали историю достопримечательностей Малой Вишеры (старинных домов, памятников и т.д.).
Мы ездили в поселок Любытино, где посетили музей под открытым небом «Славянская деревня 10 века». В городе Чудово побывали в охотничьем домике Н.А. Некрасова. Часто ездили в Великий Новгород, где совершали экскурсионные прогулки по Новгородскому кремлю «Детинцу», музею деревянного зодчества «Витославлицы», «Музею утюга». Каждая новая экскурсия обогащала нас новыми впечатлениями, давала обширный поисковой материал, который мы впоследствии систематизировали и обобщали в виде отчетных презентаций, плакатов, выставок. Ребята выступали на родительских собраниях, делились своими краеведческими находками с учащимися нашей школы и района.
На протяжении четырех лет мы активно взаимодействовали с различными культурными организациями нашего города. Прежде всего – это районный краеведческий музей. Работники музея всегда очень радушно принимали нас, проводили интересные экскурсии, организовывали мастер-классы, помогали в поиске необходимой исторической информации.
Регулярно мы посещали Дом народного творчества города Малая Вишера, где знакомились с жизнью, бытом, обычаями наших предков, живших на Новгородской земле. Ребята на мастер-классах изготавливали старинных кукол, предметы быта и интерьера, знакомились с народным календарем, узнавали народные праздники, принимали участие в старинных играх и забавах новгородцев.
Мы были частыми гостями в детской библиотеке имени Мусы Джалиля и в библиотеке имени А.С.Пушкина, где нашли много информации об истории нашего города, района и области.
Опыт краеведческой работы и свои наработки мы с ребятами регулярно представляли на заседаниях школьного и районного методического объединения учителей начальных классов.
В процессе краеведческой работы ребята с огромным энтузиазмом включались в проектную деятельность. Мы создали два проекта «Улицы родного города» и «Изучение достопримечательностей Новгородской области». Работа над ними продолжалась в течение длительного времени, так как велась серьезная поисковая и исследовательская работа.
Краеведческие занятия часто проходили в форме викторин, путешествий в прошлое, театральных представлений. Мы приглашали в гости родителей, педагогов нашей школы и района, ветеранов войны, выпускников прошлых лет, людей разных профессий.
В течение четырех лет ребята вели индивидуальные папки по краеведению, куда собирали накопленный поисковый материал: фотографии, вырезки из газет, сочинения, рефераты, рисунки. Мы оформили в классе стенд, и ребята регулярно размещали на нем свои работы по краеведению. Весь накопленный материал ребятам пригодится в процессе изучения литературы, истории, географии в среднем звене.
Изучение родного края – это изучение, прежде всего, самого себя. Только человек, знающий и любящий свой родной край, свою малую родину, вырастет достойным гражданином своей страны, имя которой - Россия.
Нятянен Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г.Малая Вишера