Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий



Главная » Рубрики » Территория здоровья » Территория здоровья: Елена Ефимова: осознаю причастность к состоянию здоровья моих учеников

Территория здоровья: Елена Ефимова: осознаю причастность к состоянию здоровья моих учеников

Начнем с идеологии

К сожалению, в последнее время в нашей стране наблюдается ухудшение здоровья детей. Отклонения в здоровье наблюдается уже с дошкольного возраста. По данным статистики, за годы обучения в общеобразовательной школе уровень здоровья снижается в 4-5 раз. К моменту окончания школы у многих детей происходит ухудшение зрения, нарушение осанки, появляются заболевания органов пищеварения.

Поэтому одно из основных направлений моей педагогической деятельности - формирование идеологии здоровья младших школьников, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

В 2008- 2009 учебном году в нашей школе начала действовать специализированная  программа «Здоровье», соавтором которой я являюсь. Программа направлена на обеспечение комфортных условий обучения в школе, формирование идеологии здоровья, благополучия всех участников образовательного процесса. В рамках этой программы был открыт профильный первый класс.

За четыре года в нашем классе сложилась определённая система воспитания культуры здоровья, которая постоянно совершенствуется. Система включает в себя не только деятельность с учащимися во время уроков, перемен, различных мероприятий, но и обязательную работу с родителями.

Выбрать формы и методы работы помог мониторинг физического состояния здоровья учеников на момент поступления в первый класс. Анкетирование учащихся и их родителей показали, что вопросу физической активности внимания уделяется мало. Поэтому одной из первых моих задач стало создание условий для повышения двигательной активности учащихся.

Двигаемся в школе…

 В начале учебного дня мы проводим утреннюю гимнастику, которая  служит организационным и мобилизующим фактором. Во время гимнастики происходит настройка всех функций организма на необходимый ритм, что приводит к повышению работоспособности. Во время уроков для снятия мышечного напряжения, для улучшения настроения, восстановления работоспособности я включаю 2-3 физкультминутки. В первом и во втором классах комплексы физкультминуток составляла и проводила сама, в третьем классе дети сами с удовольствием подбирают, сочиняют и проводят физкультминутки. Выполнение физических упражнений можно сочетать с упражнениями дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения оздоравливают организм, повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного и физического напряжения.

На уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка мы проводим гимнастику для глаз. На уроках русского языка на этапе чистописания, на уроках технологии мы проводим пальчиковую гимнастику, сочетая её с использованием специальных тренажёров - массажных мячиков.

После напряжённой работы в конце рабочего дня или после контрольных работ можно предложить детям упражнение для снятия усталости. Иногда выполнения такого рода упражнений сопровождается красивой музыкой, звуками природы.

Музыкотерапия – еще одно направление нашей работы. Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задаёт определённый настрой перед началом работы или отдыха. Мои ученики с удовольствием слушают Моцарта, Чайковского, Вивальди, Штрауса.

Для того, чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо настроить. Детям предлагается сесть или лечь, расслабиться, закрыть глаза и полностью погрузиться в музыку; постараться отказаться от любых мыслей, выраженных словами; вспоминать только о приятных моментах в жизни; не следует засыпать; после прослушивания музыкальной программы рекомендуется проделать дыхательную гимнастику и несколько физических упражнений.

Кроме уроков существуют перемены. Очень важно, чтобы дети отдохнули перед следующим уроком, а не перевозбудились от бурно проведённой перемены, поэтому им предлагаются настольные игры, конструкторы, игровое оборудование для психомоторной разгрузки. Ребятам нравятся такие перемены, совместные игры способствуют сплочению коллектива, дети учатся договариваться друг  с другом, соблюдать правила, контролировать себя.

Для организации активного и полезного отдыха в середине учебного дня или во время большой перемены мы используем массажные коврики. При выполнении специальных упражнений на таких ковриках происходит механическое раздражение биологически активных точек на подошве стоп. Благодаря этому нормализуются многие жизненно - важные функции организма, снимается усталость, укрепляются мышцы и связки стоп, голени. Упражнения на ковриках нравятся детям, ребята получают заряд положительных эмоций, с новыми силами приступают к работе.

…И после школы

На начало обучения в первом классе в спортивных секциях из нашего класса занимались 5 человек, поэтому возникла необходимость привлечь детей к занятиям спортом во второй половине дня. В 1 классе были организованы занятия в бассейне на базе детского сада №58. Кроме этого, я провожу занятия в кружке «Общая физическая подготовка». Этот кружок мы с детьми называем кружком «Здоровье», а себя - здоровячками. На занятиях кружка я уделяю внимание не только развитию и совершенствованию физических качеств учеников, но их эмоциональному здоровью. Физические упражнение сочетаются с музыкотерапией, цветотерапией,  используем медитативные упражнения.

Для меня очень важно, чтобы ребёнок понимал смысл выполняемых на уроках и переменах упражнений, умел бы ими пользоваться  не только  в школе, но и дома. Было бы здорово, чтобы человек с малых лет понимал значение здоровья для своей жизни, любил себя и свое тело, находился в гармонии с окружающим миром. С этой целью мною разработаны классные часы для 1-4 классов. В 1 классе на классных часах учащиеся знакомятся со строением своего организма, с функциями органов, учатся ощущать свое тело через движение. Во 2 классе дети знакомятся с воздействием окружающего мира на организм, учатся оказывать первую помощь себе и окружающим. В 3 классе большее внимание уделяется знакомству с внутренним миром самого себя и взаимодействию с окружающими. В 4 классе классные часы посвящены профилактике вредных привычек. На протяжении всех лет обучения дети ведут дневники здоровья.

Параллельно с классными часами мы проводим занятия по программе «Полезные привычки». Положительное воздействие на формирование культуры здоровья у детей оказывают совместные прогулки, экскурсии, внеклассные  мероприятия.

Воспитательная работа с детьми неотделима от работы с их родителями. В самом начале работы, после анкетирования, стало понятно, что взрослые не против работы над проблемой здоровья, но активного участия в ней принимать не хотели. Но для детей родители были, есть и будут самым главным авторитетом. Поэтому для меня важно было привлечь к этой деятельности всех участников образовательного процесса.

Мы принимали участие в ежегодных семейных спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», родители помогали сопровождать детей на занятия в бассейн, принимали участие в проекте «кислородный коктейль», в приобретении специального оборудования, например, массажных ковриков, массажёров для рук, вместе с детьми участвовали в выпусках стенгазет о здоровье. С целью просвещения мною разработаны тематические родительские собрания, подобраны раздаточные материалы для домашнего «родительского чтения».

Воспитание культуры здоровья невозможно без создания комфортной среды для учащихся. Мебель в классе должна соответствовать возрастным потребностям учеников , освещение - нормам СанПина. Обязательны место для организации игр на перемене и наличие «зелёного островка».  В моем классе комнатные растения подобраны с учётом их полезного воздействия на организм.

Кроме того, очень важен положительный психологический настрой со стороны учителя.

Я учу своих учеников бережному отношению друг к другу, к самому себе, учу любить себя и окружающих, ценить своё здоровье и здоровье окружающих. Хочется верить, что мои ученики  будут заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье своих близких.

Золотая рыбка удачи

Существует много определений слова « здоровье». Для меня рабочим определением стало предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и духовно нравственного (социального) благополучия». Эмоциональное здоровье моих учеников для меня не менее важно, чем физическое здоровье организма.  Создать положительный  эмоциональный фон на уроке мне  помогают специальные игровые упражнения. Например, « Золотая рыбка».  У ребят на столе лежат маленькие картонные рыбки жёлтого цвета. Перед уроками прошу детей загадать желание на сегодняшний урок и попросить это желание у своей золотой рыбки. Затем своих рыбок с желаниями дети помещают в нарисованный на доске аквариум. Важно сказать детям, что с помощью этой рыбки на уроке нам будет сопутствовать удача и успех. В конце рабочего дня обязательно спрашиваю, исполнились ли загаданные желания. В большинстве случаев при правильно построенной работе на уроке желания детей исполняются…

 

 

Елена Михайловна Ефимова,

учитель начальных классов

школы №9 Великого Новгорода

 

 

Оцените материал:
1

Комментарии

Оставить комментарий

Педсовет для всех
Информационный образовательный портал