Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Приобщение к исследовательской работе - это ведущий способ познания окружающего мир.
С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Беседуя с детьми о воздухе, мы спросили: «Какими свойствами он обладает?». Ответы были разными, но все знания сводились к одному: невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о свойствах воздуха, не имея наглядного примера. Поэтому было решено разработать познавательно-исследовательский проект «Воздух-фокусник». В группе создали развивающую среду в виде уголка «Мир воздуха».
Результатом проекта стало итоговое мероприятие по экологическому воспитанию, основой которого была опытно-экспериментальная деятельность. Дети смогли обобщить свои знания, полученные в ходе проекта. Проведя исследовательскую работу, они смогли доказать, что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать.
Кроме проектной деятельности мы уделяем большое внимание формированию предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности.
Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
Например, для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).
Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на фабрике, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра
«Больница» - использование лекарственных растений, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).
Для познавательно-исследовательской деятельности используются игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть собака - мясо или конфету?), В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день. Вместе с детьми сделали карту «Животные наших лесов».
Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке всегда подбираются книги (по сезонам) с рассказами и стихами о природе.
В коммуникативной деятельности используются популярные речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по-другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок.
Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством.
В экологическом развитии используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле».
На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Валдая, посещение «Национального парка».
Таким образом, развитие у детей познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Ананьина Е.В., Гусева Н.А.,
воспитатели МАДОУ №7 «Солнышко» г. Валдай