«Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, тем он умнее». В. А. Сухомлинский.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.
Мною, Пономаревой Мариной Алексеевной, воспитателем МАДОУ "Детский сад п. Угловка" Окуловского муниципального района, разработана программа «Мир красок» (нетрадиционная техника рисования). Возраст участников: 2 – 3 года. Срок реализации программы: 1 год.
Как показал мой опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник рисования, осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку – одно из условий ФГОС. На практике я использую совместную деятельность взрослого и ребёнка – это наиболее эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
При проведении занятий создаю благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность, самостоятельность. Например, работу в этом направлении начинаю с того, что предлагаю детям самостоятельно выбрать себе нетрадиционный материал в окружающих его предметах, например, «Рисование листочками», «Рисование печатками из картофеля», «Рисование кубиками» и т. п.
У детей младшего возраста работа с такими нетрадиционными техниками изображения, как «Рисование пальчиками», «Рисование руками", "Рисование ладонью" вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость; развивается мелкая моторика пальцев рук, кисти.
Во время продуктивной деятельности дети знакомятся с формой, цветом, размером, положением в пространстве, новыми словами– ействиями. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с работами других детей.
На основе программы разрабатываются пособия нетрадиционных техник рисования на основе детских рисунков. Каждую неделю пособия пополняются новыми материалами.
Опыт работы рисования с детьми младшего возраста в нетрадиционных техниках продуктивен, интересен детям. Используемые в кружке нетрадиционные материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, и работа с ними вызывают у детей огромные положительные эмоции. Нетрадиционное рисование увлекает детей, они с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют свои неповторимые шедевры. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, обретают уверенность в себе и начинают чувствовать себя маленькими художниками.
Пономарева Марина Алексеевна,
воспитатель МАДОУ "Детский сад п. Угловка"
Окуловского муниципального района