Ольга БЕЛЯЕВА — учитель в третьем поколении. Говорит, что несмотря на преданность профессии дед и мать, тоже работавшие в образовании, отговаривали ее от поступления на педагогический факультет. Но она настояла на своем. По имени и отчеству Эту еще очень молодую женщину по имени-отчеству как-то и не хочется называть. Но приходится. Ведь вокруг — двадцать шесть ее третьеклашек, которые должны четко усвоить, как правильно обращаться к старшим. Судя по тишине в классе и тому, как быстро и без лишних напоминаний ребята делают задания, можно предположить, что Ольга Владимировна — учитель строгий. — Педагог должен быть добрым, но не добреньким. Между этими понятиями в применении к нашей профессии — огромная разница, — рассуждает наша героиня. — Если учитель начального звена не наладит дисциплину в первые недели учебы первоклашек, после толку не будет. Кстати, очень многие молодые специалисты именно из-за неумения правильно поставить себя в детском коллективе и увольняются из школы. Я работаю в гимназии восьмой год. За это время несколько выпускников вузов пробовали силы на преподавательском поприще здесь, но, кроме меня, еще только одна девушка продолжает трудиться. Остальные ушли из профессии. На уроке Беляева не дает ребятам прохлаждаться: вначале разминка, закрепляющая у детей знания по компонентам действий деления. Потом блиц-турнир по формуле нахождения скорости, времени и расстояния. Причем, давая задачи по вариантам, Ольга Владимировна попутно учит своих подопечных еще и в команде трудиться: разрешает соседям по партам шепотом обсудить варианты решения. А затем вызывает по очереди пары, чтобы они и схему задач нарисовали, и последовательность действий показали. Да еще и рассказали о том, как решали, используя правильную терминологию. Вот к доске ринулся первый дуэт. Девчушка сразу приступила к делу, начав чертить схему. Ну, а друг в это время развлекал одноклассников, строив им рожицы. Надо заметить, Беляева не стала прерывать этот спектакль, дав спокойно завершить работу девочке, и уже после этого ее похвалила. А молодому человеку сказала, что повеселить друзей ему удалось хорошо, но он забыл, ради чего к доске вышел. На перемене я поинтересовалась у учительницы, почему она выбрала начальные классы. — Не могу точно сказать, — призналась она. — Мама преподавала физику, и мне ее предмет, как и то, что она со строптивыми подростками работала, не нравилось. Я всегда с удовольствием возилась с малышней. Отсюда, видимо, и желание их учить. Став студенткой НовГУ, с самого начала знала, что буду работать именно в младшем школьном звене. По признанию Ольги Владимировны, ей доставляет радость видеть, как ребятишки раскрывают свои способности, как учатся общаться друг с другом, прислушиваться к мнению старших и друзей, признавать ошибки и исправлять их: — Просто в начальной школе наиболее заметно, как под твоим руководством и наставничеством ребята растут во всех смыслах этого слова. В старших классах такого нет. Коллеги-предметники иногда сетуют, что с дисциплиной у современных подростков сложно. А у малышей, если уроки проводить нескучно, глаза сразу загораются, и дети готовы не только информацию из учебника «проглотить», но и дополнительный материал освоить. В общем, я никогда не думала, чтобы поменять возрастной контингент… На перемене «3Б» меня удивил: ребята сели играть в шахматы. Вначале подумала, что, может, Беляева решила на журналиста произвести впечатление. Но когда подошел мальчуган и сказал, что про него уже в газете писали, поскольку он в городском шахматном турнире участвовал, поняла: этому классу не нужно объяснять, что такое шах, мат и ход конем. Замена понятийЗатронули мы в беседе с педагогом и тему реформ в отрасли. Ольга Владимировна убеждена: сейчас у работников образования куда больше возможностей реализовать свои творческие учебные наработки — мультимедийная техника к их услугам, электронные учебники, интернет-площадки, объединяющие педагогов всей страны. Но при этом, как она отметила, требования к учителям и воспитателям стремительно меняются, и далеко не все специалисты успевают перестроиться, а некоторые перемены не идут на пользу работникам образования. — Раньше мы должны были согласно нормативным документам давать учащимся знания и умения, — говорит Беляева. — В новых федеральных образовательных стандартах речь идет о компетенциях, то есть о том, какими навыками должны обладать школьники. Если вдуматься, разница только в формулировке, и суть образовательной работы не меняется. Казалось бы, что такого? Ну, поменяли терминологию. На деле же замена понятий обернулась для учителей валом бумажной работы. За пачками отчетов, таблиц, планов по внедрению новых стандартов детей уже не видно. И, к сожалению, конца и края этому бумаготворчеству пока не видно. И еще одну тему подняла Беляева. По ее мнению, на отношение общества к специалистам образования в немалой степени влияет и то, как с ними общаются люди, наделенные властью. Она говорит, что нынешние родители, желая сделать учебное время для своих чад более комфортным, нередко требуют от учителей особого отношения к ребятам, большего внимания и заботы. И часто считают требования к детям завышенными, а претензии — несправедливыми. — Безусловно, педагоги иногда тоже ошибаются, — призналась учительница. — И разбор полетов нужно проводить. Но не в присутствии учеников и родителей. А именно такой способ, часто не вникая в детали и безосновательно, сейчас практикуют некоторые чиновники. Это роняет авторитет учителя в глазах детей и взрослых. Такого быть не должно. Однако несмотря на трудности — у кого их не бывает — Беляева не собирается уходить из школы. Осенью прошлого года она стала участницей областного целевого проекта по льготному ипотечному кредитованию для молодых учителей, и сейчас в её новой однокомнатной квартире идет ремонт. Не забывает педагог и про повышение квалификации: регулярно ездит на курсы. А еще хочет попробовать повысить квалификационную категорию до высшей. Что ж, удачи! Людмила ДАНИЛКИНА
|
Возможностей у современных учителей больше. Но и требования к педагогам растут