27 апреля 2016
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре. Работая в логопедической группе, я как воспитатель организую совместные специально организованные занятия и другие физкультурные мероприятия с детьми.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и воспитатель группы. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателя с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности воспитателя осуществляются следующие задачи:
- координация движений, общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- развитие речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Образовательный процесс осуществляю в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом, с музыкальным руководителем, направляя коррекционно-восстановительную работу с воспитанниками на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. При планировании воспитательно-образовательного процесса учитывается тематический принцип отбора материала. Изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все работают в рамках одной темы.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Подвижные игры также планируются в рамках реализуемого проекта, в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Учитывая особенности развития детей с ОНР, например, при проведении подвижных игр приходится менять правила, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил. Например, в подвижной игре «Рыжий кот» усложнение будет в добавлении дуг для подлезания в «норку», в подвижной игре «Медведи и пчелы»: «смелые» дети влезают на шведскую стенку, а которые испытывают чувство страха – на скамейку.
По моему мнению, сюжетная форма занятий по физической культуре наиболее эффективно способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет воспитатель с учётом необходимых речедвигательных навыков. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. (Демонстрация картотеки + авторы пособий)
По мнению автора Михаила Николаевича Щетинина внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать стрельниковскую гимнастику как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группе. Дыхательная гимнастика также позволяет направить энергию детей «в мирное русло» и полнее удовлетворить потребность в двигательной активности.
Мной и учителем–логопедом подобрана картотека упражнений и заданий, которые используются в режимных моментах, при организации совместной деятельности с детьми, при организации утренней гимнастики, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, на занятиях по физической культуре (на восстановление дыхания после бега, подвижных игр, ОРУ и др.)
Считаю, что преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Утренняя гимнастика для детей с ОНР
cтаршего дошкольного возраста
Цель:
Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Задачи:
Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Развивать все группы мышц, координацию речи с движением, силу и выносливость. Тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем
Обеспечение: Стрельникова А.Н “Дыхательная гимнастика для детей”, Елена Алябьева “Нескучная гимнастика” (Тематическая утренняя гимнастика для детей 5-7 лет),Аудиозапись: марш В.Золоторёв, “Полли”английская народная мелодия, релаксация И.Равель “Вокализ”.
Разминка:
Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал «Кошка!» -встать на четвереньки и сказать «Мяу!»; «Петух!» - встать в о.с., махи руками через стороны вверх-вниз с произношением «Ку-ка-ре-ку!»
II. Комплекс ОРУ «Веселые друзья»:
1. «Котик – коток лапкой трогает снежок».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 – правую руку вперед, кисть руки опустить вниз; 2 – то же левой; 3 – убрать правую руку; 4- то же левой.
2. «Котик, ты встряхни снежок, пока весь ты не промок».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуть, кисти рук опустить вниз. 1-3 – руки перед грудью, круговые движения одной рукой вокруг другой; 4 – и.п.
3. «Маленький теленок мычит спросонок».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1.3 – наклон туловища вперед, голову приподнять, сказать: «му-у-у»; 2.4 – и.п.
4. «Козлята подаются, дети их пугаются».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – поворот туловища вправо (влево) руки за голову, показать «рожки»; 2,4 – и.п.
5. «Стоит барашек у ворот, не хочет он идти вперед».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3- встать на носки, 2,4 – перекат на пятки.
6. «Игривая лошадка».
И.п. – сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре сзади.1,3 – подняли правую (левую) ногу, пошевелить пальцами стопы; 2,4 – опустиь ногу
7. «Прыгает по снегу пес, не понять – где хвост, где нос».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах вокруг себя вправо и влево в чередовании с ходьбой на месте.
8. «Хор животных».
И.п. – о.с. 1 – вдох носом; 2-4 – выдох ртом с произношением: «Му!», «Мяу!», «Бе!», «Гав!» и т.д.
III Заключительная часть:
Ходьба в колонне по одному, с высоким поднимание колен.
Цок, цок! Конь живой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой.
Вот какой красивый!
( Прямой галоп, дети щелкают языком)
IV. Дыхательная гимнастика:
«Погладь бочок»:
Мы погладим свой бочок
То плеча до самых ног.
И.п. – о.с.
1 - медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опустить руку и плечо (выдох).
То же выполнить в другую сторону.
«Носик»
Мы немного помычим
И по носу постучим
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох через нос;
2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.
V. Релаксационная пауза: лежа на ковре, в расслабленной позе под музыкальное сопровождение И.Равель “Вокализ”.
Григорьева В.Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5 «Полянка» г. Пестово