25 мая 2016
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональном положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Экологическое воспитание и образование предполагает использование разнообразных форм и методов работы с детьми.
Я считаю, что проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания, так как он позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, помогает ребёнку удовлетворить природную потребность в познании, почувствовать себя исследователем. В нашей группе детей среднего возраста успешно реализуются проекты экологической направленности «Животные наших лесов», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Птицы», «Времена года», «Рыбы».
Интеграция различных видов деятельности в проекте развивает ребёнка всесторонне как свободную творческую личность. Экологическое воспитание легко интегрируется с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием и физическим развитием.
Работая с детьми своей группы в данном направлении, я убедилась, что большой интерес у детей вызывают экологические сказки.
Они учат детей:
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение её богатства и красоты.
Авторских сказок познавательного содержания в детской литературе немало. В образовательной деятельности я использую сказки Н. Павловой «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик»; В. Бианки «Сова»; Сетон – Томпсон «Корноушко»; Б. Заходера «Русачок», «Серая звёздочка». Данные сказки помогли мне в мотивации выбора темы проекта. Включаю их в беседы с детьми, в наблюдения. Так, после того, как дети заметили изменения, которые произошли с деревьями осенью, предложила послушать сказку об одном умном зайчонке, который умел зимой отличить одно дерево от другого, и прочитала детям сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка».
В проекте «Птицы» использовала сказки В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше». Данные произведения в занимательных сюжетах показывают назначения того или иного органа, дают детям знания о непростых явлениях приспособления животных к среде обитания, помогают объяснить экологические и биологические понятия. Сказку о крылатках «Одежда для почек» использовала в проекте «Деревья».
Среди экологических сказок автора П.И. Гризик наибольший интерес у моих детей вызывают истории о листовичках. Так, в первой истории дети знакомятся с главными персонажами сказки, а также закрепляют названия деревьев и учатся классифицировать их. Наш листовичок больше всего на свете любит мастерить разные игрушки – поделки из лесных даров: шишек, желудей, травы, веточек. Эти материалы я и готовлю для детей и приглашаю присоединиться к листовичкам и вместе с ними посмотреть и поучиться, что же можно сделать из богатых даров леса. Человечков, зверюшек, птичек мы «оживили», и они порадовали листовичка рассказами о лесной жизни и песнями. Во второй истории главный герой сказки попадает в трудную ситуацию и кое-что интересное узнаёт о жизни дождевых червей. Чтение сказки «О добром червячке» А. Жуковой, лепка дождевого червя, выкладывание из мозаики, опыты с почвой помогли детям узнать много интересного и необычного из жизни дождевых червей. Детям очень нравятся истории о листовичках, они готовы их слушать и слушать.
Для того, чтобы восприятие сказки было более ярким, образным, эмоциональным, использую плоскостной театр и дети уже смотрят и слушают, как маленький листовичок встречает прекрасную незнакомку, а также постигает свойства воды. А наши дети мечту снежинки превратиться в воду осуществили в ходе проекта «Вода». С помощью опытов- экспериментов установили качества и свойства льда, узнали, как из воды получить лёд. Игры с водой уточнили представления детей о свойствах воды: льётся, может быть холодной или тёплой. В воде одни предметы тонут, а другие плавают. После театрализации предлагаю ребятам высказаться по поводу услышанного. Дети с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Сказочные вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов.
Сказки могут стать основой игр экологического содержания. Предлагаю детям превратиться в животных, деревья, камни, снежинки, капли воды. Игры-превращения помогают развивать положительные эмоции по отношению к природе.
В уголках и зонах готовлю материалы для выполнения рисунков, аппликаций, работ по лепке по теме сказки. В уголке экспериментирования предлагаю природный материал - камешки шишки, почву, глину, песок, ракушки, птичьи перья, спилы и листья деревьев, мох, семена. Дополнительное оборудование – это карточки-схемы проведения экспериментов, коллекции, красочные книги. Здесь дети выступают в качестве «настоящих учёных», и знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребёнок делает всё сам, а не находится в роли наблюдателя. Я работаю вместе с детьми, передавая определённую информацию. Дети имеют возможность задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Путём экспериментирования разгадываем многие секреты природы. Подбор стихотворений, загадок, рассказов, сказок экологической направленности предлагаю и родителям.
Большое значение придаю экологическим играм: сюжетно-ролевым, подвижным, самостоятельным. Физическое, музыкальное развитие детей осуществляем через игровые упражнения экологического содержания, сопровождаемые музыкой. При работе с детьми 4 – 5 лет хороший результат дают кукольные спектакли, театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок.
В процессе совместной деятельности с воспитателем на огороде, в цветнике, в уголке природы, дети приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приёмы ухода за растениями и животными.
Моя методика работы предполагает сотрудничество, сотворчество педагога, ребёнка, родителей. Эколого-педагогическая работа с детьми даёт положительные результаты. Дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях, выразить движением.
Константинова Л.Б., воспитатель МАДОУ «Детский сад» п. Юбилейный