28 апреля 2016
Социально-личностное развитие детей старшего
дошкольного возраста в процессе театральной деятельности
Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)
Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.
Поэтому, работая музыкальным руководителем в детском саду, я вместе с педагогическим коллективом решила создать в нашем учреждении студию-театр «Сказка», которой руковожу уже несколько лет. Я разработала «Программу дополнительного образования по театрализованной деятельности». Программа по театрализованной деятельности «Сказка» состоит из 34 занятий в учебном году и рассчитана на старший дошкольный возраст детей 5-7 лет. Работа ведётся с группой 10-15 человек, занятие проводится один раз в неделю.
Целью своей театрализованной деятельности я поставила развитие артистизма и театрализованных навыков у старших дошкольников. В процессе работы я стараюсь реализовать следующие задачи: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное развитие детей; развитие артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-постановка сказок и инсценировок;
-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Занятия строятся по единой схеме:
-введение в тему, создание эмоционального настроя;
-театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Один раз в квартал провожу театрализованную встречу. Но, чтобы спектакль увидели наши дорогие зрители, проводится большая работа в несколько этапов. Сначала я знакомлю детей со сценарием спектакля, после чего мы вместе его обсуждаем. Затем распределяю роли, учитывая желания детей. Стараюсь давать разноплановые роли, чтобы у ребёнка была возможность «примерить» на себя разные характеры героев - добрые, смелые, хитрые и т.д.
Работая над образом, дети начинают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе театрализованной деятельности происходит формирование социального поведения ребёнка благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют нравственную направленность.
Важный момент в подготовке спектакля - это подбор и изготовление костюмов, декораций и атрибутов. В этой работе участвуют все - дети, персонал детского сада, и, конечно же, огромную помощь оказывают наши родители.
Последний, самый волнующий и долгожданный этап - премьера спектакля. Посмотреть на юных артистов собираются дети и взрослые нашего детского сада, гости и, конечно, родители.
Наши спектакли сопровождает музыка - герои поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. У нас в репертуаре есть такие спектакли, как «Муха - цокотуха», «Гуси - лебеди», «Старая репка на новый лад», «Пых», «В гостях у тёти Кошки» и т.д.
Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и наш театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.
Кириллова Н.В., музыкальный руководитель
МАДОУ №14 «Берёзка» с. Яжелбицы