Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий



Главная » Аттестация » Дошкольное образование » Аттестация. Строительные игры в детском саду

Аттестация. Строительные игры в детском саду

29 марта 2016

Раз – дощечка, два – дощечка…

Основным содержанием строительных игр является отображение окружающей жизни в разнообразных строениях и связанных с ними действиях. Строительство часто возникает в ходе сюжетно-ролевой игры и ведет за собой. Например, если дети задумали играть в  игру «Моряки» - у них возникает потребность строить корабль. Строительная игра может возникать и как самостоятельная, тогда уже на её основе развивается та или другая сюжетно-ролевая игра. Например,  дети строят театр, а потом играют в актеров.

         Однако любая из этих игр имеет свои характерные отличия. Характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что в ней практически осваиваются отношения между людьми, а в строительной игре основным является практическое ознакомление со строительной деятельностью человека, подражание ей.

         Строительные игры имеют важное значение и для физического воспитания дошкольников, чему я как воспитатель уделяю большое внимание. В этих играх появляется двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Начиная строить, дети переносят строительный материал на место строительства, размещают его на полу или столе, переходят с места на место, наклоняются, при этом активно действуют руками,  то есть активно задействуют разные мышцы. Это сближает строительные игры с подвижными и способствует физическому развитию ребенка.

         Одним из способов объединения детей в игровых действиях является строительство воспитателем (они могут быть более сложными, чем те, которые предлагается строить детям, и большими по размеру).

Я не только демонстрирую возможности строительного материала, но и объясняю, как можно играть вместе. Следующий этап – дети строят вдвоем: я же определяю, что будет делать каждый. Научить сообща строить одно сооружение поочередно – сложное задание, здесь нужна общая деятельность детей и воспитателя. После окончания строительства я помогаю организовывать несложную сюжетную игру. На протяжении игры не только называю игровые действия, но и сопровождаю их замечаниями, которые влияют на эмоциональное развитие ребенка, поощряю положительные проявления детей.

         Воспитатель может руководить строительной игрой по-разному. Сначала демонстрируются приемы сооружения строения и  игры с ним. По мере расширения игрового опыта я время от времени спрашиваю детей, что они планируют построить, советую, как и где это лучше сделать, предупреждаю недоразумения, которые иногда возникают. Опыт свидетельствует, что наиболее эффективными средствами педагогического управления строительными играми является общая игра педагога с детьми и использование сюжетной игрушки как мотива строительства.

         В средней группе предполагается дальнейшее  развитие интереса детей к строительным играм, использование созданных строений в сюжетно-ролевых играх, обучение строительству не только по определенному образцу, но и по определенной теме, освоение более сложных приемов работы. Дети 4-5 лет уже имеют необходимый опыт в простейших его формах, умеют играть небольшими коллективами, распределять между собой строительный материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата.

Я привлекаю малышей к организации игры со строительным материалом, беседую с ними о том, как можно интересно играть, какие сооружения построить, а также рассматривая соответствующие иллюстрации, читая художественные произведения; во время экскурсий, целевых прогулок   обращаю внимание на строения, мосты, изгороди, учу детей видеть красоту сооружений, замечать не только общие, но и отличительные признаки, выделять отдельные части.

         4-5-летние дети еще не способны самостоятельно отобразить в строительной игре то, что они видели. Сооружая образец здания,  обращаю внимание на то, что каждый имеет основу, фундамент, на котором воздвигают стены. Вместе с детьми выбираю необходимый материал, слежу, как малыши кладут фундамент, дальше возводят стены, делают окна и т.п. Когда дети овладеют основами строительства,  учу их выбирать темы, определять последовательность строительства: с чего начинать, как продолжать, чем завершить, то есть планировать свою деятельность.

         Руководя строительными играми детей этого возраста, следует обогащать их впечатления об окружающей жизни, предусматривать возможность использования в игре представлений, которые уже имеют дети. Целесообразно учить их определенным приемам, используя образец и сооруженное совместно со мной здание, направлять в уже известных строительных играх. Дети должны учиться считаться с мнением партнера, справедливо оценивать взнос каждого в общее дело, скромно определять свою частицу.

         Управление играми старших дошкольников направлено на объединение интеллектуальной и практической деятельности.  Учу их обдумывать будущие игровые действия, развиваю сообразительность, побуждаю воплощать характерные широкие и разнообразные замыслы. В процессе игр возрастает потребность в разных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. В результате повышается интерес детей к изготовлению игрушек, игровой процесс сливается с работой. Дети делают игрушки для дальнейшей игры, стараясь, побыстрее вернуться к ней. Сохраняется связь игрового и трудового процесса, хотя основой является все-таки игра. Например, изготавливаем бинокли, флаги, чертим схемы путешествий, моряки сами делают шлюпки. Дети спешат сделать эти вещи, чтобы продолжить игру, и,  заканчивая изготовление нужной игрушки, продолжают игру в более широком игровом плане. Игрушка, созданная своими руками и используемая в игре, вызывает у детей чувство удовлетворения, обогащает содержание игры.

           Каковы же особенности строительной игры в старшей группе? Дети имеют четко выраженный интерес к строительным играм и преимущественно играют в них, не объединяя их с ролевыми, в отличие от тех, кто только начинает приобретать опыт строительной игры.  Нередко в начале строительной игры дети изготавливают необходимые предметы; иногда начинают строительство, а потом – сюжетно-ролевую игру. Накопление впечатлений о разнообразных строениях, своеобразных архитектурных композициях положительно влияет на развитие строительной деятельности тех детей, которые имеют к ней склонность. В их сооружениях появляются новые сюжеты, новые объединения форм, которые дают возможность изображать новые архитектурные детали.

 Наряду с этим у детей нередко наблюдаются неудовлетворение результатами своей деятельности. Это является свидетельством развития творческого мышления, способности критически оценивать свою работу.  Наблюдается словно временный застой в развитии строительной деятельности. Иногда он проявляется в отказе от строительной игры, но часто можно наблюдать состояние неудовольствия, а иногда и раздражения, которое проявляется в разрушении строений, замечаниях «плохо сделано», «совсем не похоже»,  «не буду», «не умею».

Все это заставляет меня искать такие приемы педагогического управления строительными играми детей старшей группы, которые не только поддерживают в них интерес, но и углубляют его, открывают детям новые возможности игр. В процессе строительства дети сравнивают отдельные части своего здания с моделью, которая развивает способность замечать возможные несоответствия величин, форм строения и заданного образца. В развитии строительной игры большое значение имеет воспроизведение готовых конструкций, сделанных воспитателем. Опыт показывает, что наглядное демонстрирование здания является наиболее эффективным путем управления строительной игрой. При этом учу детей обдумывать будущие игровые действия, сравнивать их, развиваю сообразительность, рекомендую разнообразные строительные материалы, показываю, как ими пользоваться, как объединять отдельные части в блоки, как делать сооружения подвижными, крепкими, красивыми.

         Итак, строительные игры дошкольников требуют серьезного отношения воспитателя. Они должны занять надлежащее место в режиме дня. Дети любят строить, приобретенные практические умения и опыт общей деятельности пригодятся им в дальнейшей жизни.

         Приведу пример одной из строительных игр для старшей группы.

         Сначала дети наблюдали за сооружением дома напротив детского сада. На игровую площадку я принесла игрушечный экскаватор, ведерко, несколько деревянных молоточков, строительный материал. Группа мальчиков договорилась играть вместе.  Степа, обращаясь к Максиму, говорит: «Нужно сначала построить подъемный кран». Максим спрашивает у меня:

 «Как начинать строить дом?» Я: «Сначала надо выкопать котлован – место, где будет сооружаться дом. И первым на строительстве  будет работать экскаватор». Даня и Миша устанавливают экскаватор и подъемный кран. Даня: «Надо крепко закрепить подъёмный кран». Миша: «Нам гвозди нужны и молотки». Валя хочет повернуть подъемный кран. Миша: «Девочки нам мешают. Мы будем играть сами». Я: «Дети, вспомните, вы видели, на строительстве, как женщина работает на подъемном кране». Мальчики принимают Валю в игру помощницей крановщика.

         В этом случае, напомнив детям об увиденном на стройке, убеждаю их в том, что и девочка может там работать. Дети снова расшумелись и не знают, кто кем работает. Я: «Договоритесь, кто какую работу будет выполнять. Вспомните, что и кто делает на стройке? Рабочие работают в две смены, чтобы скорее построить дом. Одни работают с утра до вечера, другие вечером их сменяют». Таким образом, помогаю установить разделение труда детей.

         Когда основа была выстроена: говорю: «Рабочие хорошо поработали. Котлован  готов. Яма для подвала готова. Можно закладывать стены. Где наши каменщики и плотники?» Объясняю и показываю, как класть кирпич, непосредственно увлекаю  игрой, помогаю детям, если в этом возникла необходимость.

         Другой способ увлекания игрой применялся, если у детей возникали трудности с озеленением улицы. Антон: «Сейчас надо поставить новый забор. Будем сажать деревья». Игорь обращается ко мне: «Где нам взять деревья?» «Сейчас с водителем поедем в магазин, где продают саженцы и кусты, и привезем их», - говорю я.  «Миша, вот и деревья привезли! Завтра уже смогут заселиться жильцы дома. А сейчас рабочие пойдут обедать».

         Принимая участие в игре детей, использую ряд приемов, каждый раз согласовывая их с конкретными потребностями. Я и показываю, и разъясняю, как лучше строить, способствую развитию воображения детей, обогащению сюжета игры, тактично привлекаю к игре несмелого ребенка, с уважением отношусь к работе «строителей».

 Новожилова Светлана Ивановна,

воспитатель МАДОУ детский сад № 17 "Светлячок" г. Старая Русса

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий

Педсовет для всех
Информационный образовательный портал