17 марта 2016
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. В данной статье описывается опыт работы по предоставлению качественных образовательных услуг потребителям. Автор описывает современные формы и методы работы с родителями, использованные в своей работе для установления эмоционального контакта между воспитателями, родителями и детьми. Подробно описаны мероприятия, проводимые с родителями и детьми в совместной деятельности, роль родителей в реализации данной работы и её результат. Материал направлен на активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур я учитываю дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель моей работы с родителями: создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Именно от качества работы воспитателя зависит уровень педагогической культуры родителей.
Я использую традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, анкетирование, совместные дела семьи и группы (учреждения), досуги, наглядную пропаганду, семейные праздники.
Для увеличения числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе я ввожу инновационные формы работы: круглые столы, семейный клуб, совместные проекты педагога, родителей и детей, мастер – классы. В тесном сотрудничестве моей группы и семьи, мною проведены мероприятия по разным направлениям: социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое и художественно – эстетическое развитие.
Для установления эмоционального контакта между воспитателем, родителями и детьми проводились дни открытых дверей. Родители вместе с детьми делали зарядку, играли в пальчиковые и театрализованные игры. На родительском собрании вместе с детьми учились играть в подвижные игры со сказочными героями по сказке «Колобок». Интересно прошли развлечения «День Защитника Отечества» вместе с папами, «Дорожная азбука», где роль сказочных героев играли родители. На спортивном празднике «Воздушных шаров» родители вместе с детьми разучивали новые подвижные игры. Все родители являются активными участниками утренников: «Золотая Осень», «8 Марта», «День Матери», «Новогодний карнавал»
Одной из результативных форм, на мой взгляд, являются информационные стенды: родительский уголок, папки-передвижки, памятки для родителей. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде «Наше творчество». Интересуются информацией, если она украшена детскими фотографиями или работами.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда является эффективной. Родители моих воспитанников являются активными участниками выставок и конкурсов. Они создают много совместных поделок, которые украшают коридор и раздевалку: «Осенняя мозаика», «Здравствуй, милая картошка!», «Зимние фантазии», «День Защитника Отечества», «Пожарная безопасность», «8 Марта», «Весна», «Дорожная азбука», «Разноцветные картинки», «70 лет Победы».
Родители учат с детьми стихи к участию в конкурсах чтецов в детском саду, районном фестивале «Мир детства», «Пожарная безопасность». Активно участвуют в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья», показывая значимость физического развития. Участие родителей доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам. Многие родители приняли участие в экологической акции «Каждой пичужке – своя кормушка», понимая, какую радость доставляет малышам зимняя подкормка птиц.
В моей группе уже стало традицией каждую весну заниматься посадками «Семейного огорода». Все цветы и рассаду овощных культур дети сажают со своими мамами, а затем я с детьми высаживаю на участке. В течение всего лета ребята могут наблюдать за ростом растений, ухаживать за ними и собирать урожай. Большое внимание я уделяю созданию совместных проектов воспитателя, родителей и детей. Родители моей группы являются активными участниками и помощниками проектов: «Разноцветное лето», «Животные жарких стран», «Дорожная безопасность», «Путешествие по экологической тропинке», «Дикие животные наших лесов». Проектом «Все профессии важны» родители так увлеклись, что стали не только источником информации, но и принимали непосредственное участие в образовательной деятельности: знакомили с профессией продавца, пекаря, медсестры, повара. Мамы разных профессий организовали сюжетно-ролевые игры, в которые дети играют до сих пор, проводят с детьми занимательные уроки. Интересно проходят «Встречи гостей». Родители провели мастер - класс по приготовлению блинов, по изготовлению цветов и вязанию бус для куклы. Оформили выставку своих работ «Мамины руки – золотые». Папы знакомят детей с профессией водителя большегрузных машин, со сложной службой полицейского, рассказывают детям о своей службе в армии. Эта форма работы позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, развивает познавательный интерес, навыки общения и взаимодействия у детей.
В результате проведенной работы повысилась социальная активность детей, активизировалось творческое общение детей и родителей, повысилась сплоченность коллектива, усилилось взаимодействие воспитателя и родителей, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками в образовательной деятельности.
Александрова Татьяна Васильевна, воспитатель муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
п. Демянск Новгородская области