21 апреля 2016
Как известно, психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития обуславливают недостаточную готовность их к обучению в школе. Запас знаний и представлений старших дошкольников об окружающем мире ограничен. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, с которыми неоднократно встречались в жизни: сезонные изменения в природе, состав семьи и труд её членов, различные признаки конкретных предметов и др.
Речь детей с задержкой психического развития, хоть и удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений произношения, лексики и грамматического строя, однако отличается бедностью словаря и синтаксических конструкций. У них недостаточно развит также фонематический слух: для них характерны затруднения в понимании художественных произведений, причинно – следственных и других связей.
Из своего педагогического опыта я сделала вывод, что большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература, но не только это. Ничто не может заменить целенаправленных игр – упражнений. Играть нужно при малейшей возможности, играть живо, заинтересованно, с победителями и побеждёнными, а возможно, и с использованием наград. Чтобы играть, нужно знать и соблюдать правила игры и рассказать их детям, т.к. дети очень чувствительны к несправедливости.
Дети любят играть в слова. Общеизвестна цепочка слов, когда последняя буква одного слова становится начальной другого: яйцо – окно – обман - наряд-дом…Основное правило: называются только имена существительные единственного числа. Дидактические богатства этой немудрёной игры огромны. Она развивает фонематический слух, облегчая формирование грамотного письма, способствует запоминанию орфографии словарных слов и расширяет лексический запас. Достоинство этой игры и в том, что она учит упорядочивать умственную деятельность. При этом использовать в игре нужно не любые слова, а из соответствующего предметного окружения. Немаловажно и то, что в этой игре взрослый всегда может создать ребёнку ситуацию успеха – дать одержать победу.
Неплохо играть и в антонимы, синонимы, содействуя обогащению словаря ребёнка, развитию языкового чутья, многокрасочности видения мира и выражения чувств. В антонимы – слова, противоположные по значению, - «играют» прилагательные (светлый – тёмный, злой – добрый и т.п.). Ведущим в этой игре поначалу выступает взрослый, задавая начальное слово пары, а в следующий раз можно передать инициативу ребёнку. Ведя игру, нужно намеренно повторять два – три раза одно и то же слово, с тем, чтобы ребёнок постигал синонимическое богатство речи. В слове таится не только смысл, но и потенциальная эмоция – особенно в прилагательных, обозначающих признак предмета.
Игра в антонимы подводит ребёнка к более сложной игре – в синонимы. Здесь необходим подбор слов и выражений, близких по смыслу. «Играют» существительные, глаголы, прилагательные. Берём слово и к нему находим близкие по смыслу слова и выражения. Вот слово «дурачиться». Дурачиться можно по – разному: и шутить, и дурить, и забавляться, а также паясничать, скоморошничать, озорничать, проказничать, чудить, ребячиться, выпендриваться, выкаблучиваться, отчебучивать.
Можно играть устно. В этом случае слова называем попеременно, кто первый запнётся, тот проиграл. Ещё лучше – с бумагой и карандашом: взрослый записывает основное слово, а к нему в столбик синонимический ряд. Листочки не выбрасывайте! Так вырастает собственный словарь синонимов.
Дошкольники с задержкой психического развития не имеют многих элементарных математических знаний, умений и навыков, необходимых для начала обучения. Представления о предметно – количественных отношениях, опыт действия с разнообразными совокупностями и практические измерительные навыки сформированы у них недостаточно, поэтому во время непосредственно образовательной деятельности приучаю детей внимательно слушать – это основа обучения. Вопрос нужно задавать один раз. Не спешите сразу помочь, объяснить, даже если ребёнок ответил неправильно, дайте ему время подумать и ещё раз попытаться ответить. Нужно попросить ребёнка повторить вопрос, может быть, он не понял, о чём спрашивают. Во время формирования элементарных математических представлений использую следующие игры: «Большой – маленький», «Один – много», используя разные падежи. В такие игры дети играют с большим желанием.
У подавляющего большинства учащихся с задержкой психического развития к моменту поступления в школу наблюдается низкий уровень элементарных трудовых умений и навыков, например, в работе с бумагой, конструктором, в самообслуживании отмечаются моторные затруднения. Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей мелкой моторики рук, используя разные речедвигательные игры с использованием нестандартного оборудования: массажными мячиками, платочками, ковриками, прищепками, зубными щётками, бусами, резиночками для волос, счётными палочками, крупными бигуди. Все игры сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы рифмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием задействована ориентировка в схеме тела.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Задачами обучения в подготовительной к школе группе является коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладению основными учебными предметами, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения программного материала.
Реализация указанных задач строится на максимальном использовании практической деятельности детей и осуществляется благодаря организации специального педагогического подхода. Эффективность всех лет обучения в значительной мере зависит от того, насколько уже в подготовительной группе дети овладевают навыками учебной работы. Поэтому с первых дней в детском саду большое внимание уделяется формированию правильного поведения на занятиях и умению внимательно следить за ответами и действиями сверстников, по просьбе взрослого дополнять, уточнять и исправлять неверные ответы, поддерживая при этом доброжелательное отношение друг к другу.
Очень важно с первых дней пребывания в детском саду сформировать у детей интерес к познавательной деятельности, желание учиться и выполнять задание взрослого. Этому способствует внимательное отношение взрослого к детям, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у ребёнка веру в себя, стимулирует его активность. Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет индивидуальный подход к детям. Взрослому необходимо изучить личные дела детей, результаты диагностики, иметь представление о выраженности основного дефекта, о сопутствующих отклонениях, знать о физическом здоровье каждого, о социально – бытовых условиях жизни.
Продуктивность воспитания детей с задержкой психического развития достигается благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе системы специально разработанных приёмов. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти.
Недостаточность восприятия обусловлена несформированностью интегративной деятельности мозга и, прежде всего, нескольких сенсорных систем (зрительной, слуховой, осязательной). Известно, что интегративность – это взаимодействие различных функциональных систем – является основой психического развития ребёнка.
В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевёрнутые или недорисованные изображения, схематичные или контурные рисунки), им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержанным развитием определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире. При выполнении задания нарисовать фигуру человека старшие дошкольники допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.
Таким образом, единой из основных особенностей у детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
При задержке психического развития наблюдается выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребёнка. Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объём внимания, его фрагментарность. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. Одной из частых особенностей нарушения внимания у детей является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.
Для коррекции и развития внимания предлагаю детям следующие упражнения:
Для многих детей с задержкой психического развития характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Однако и она всегда ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, что связано с более низкой познавательной активностью этих детей. Недостаточность произвольной памяти связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной её целенаправленностью, несформированностью её самоконтроля. Для коррекции и развития памяти использую упражнения на развитие объёма кратковременной слуховой памяти, на развитие зрительной памяти, на запоминание цифр, букв, слов. Это такие упражнения, как: «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Какие картинки поменялись местами?».
Дети с задержанным развитием отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально – личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. Это дети с различными формами инфантилизма. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению, с трудом формируется чувство долга.
При других формах преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности. При обучении включается игровая деятельность, где важны результативность, обязательность и произвольность. Игра – это не только радость для детей, с её помощью можно развивать у них внимание, память, мышление и самое главное – у детей будет происходить развитие речи, то есть те качества, которые будут крайне необходимы, когда дети пойдут в школу. Нужно играть с детьми в игры, идя по улице, поднимаясь по лестнице, в раздевалке, в ванной и в спальной комнатах. Дайте детям возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. У детей должна появиться уверенность в себе. Хвалите ваших детей за все малейшие достижения! Давайте надеяться, что совместная игра доставит вам и вашим детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.
Недева Мария Васильевна, учитель – дефектолог МАДОУ «Детский сад» с. Песь