12 апреля 2016
Организация преемственности между группой раннего возраста и дошкольными группами ДОУ в МАДОУ «Детский сад» с. Песь
Проблема преемственности между разными этапами образования и адаптации детей, переходящих из одной ступени образования в другую, является актуальной.
Переходя из группы раннего возраста в дошкольную, детям приходится преодолевать трудности привыкания к новым условиям жизни, новым требованиям, воспитателям, детям, обстановке.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами, как у детей, так и у родителей.
В настоящее время ФГОС дошкольного образования направлен на:
Преемственность (Энциклопедический словарь) – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Другой источник определяет преемственность (Философская энциклопедия) как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.
Одним из путей решения проблемы преемственности в деятельности нашего ДОУ является организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей раннего возраста, дошкольных групп с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
Предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает единым требованиям, а именно:
Помещение нашей группы (соответственно, как и в дошкольных группах) поделено на центры активности: центр движения, центр песка и воды, центр искусства, центр природы, центр строительства, центр книги, центр сюжетно–ролевой игры, центр музыки и драматизации, центр сенсорики.
Их наличие и названия соответствуют возрастным особенностям детей (так, например, «центр грамоты» в старшей группе соответствует «центру книги» в группе детей раннего возраста, а «центр математики» - «центру сенсорики», «центр науки» - «центру природы» и др.).
Центры активности оснащены разнообразным традиционным и нетрадиционным игровым материалом, который обеспечивает:
Реализуя тематические проекты, мы также обеспечиваем единое образовательное пространство и воспитательную среду при переходе детей по ступеням образования, это достигается через единство форм организации совместной деятельности детей и взрослого, что включает в себя утреннюю гимнастику, утренний круг, работу в центрах активности, итоговый круг, НОД «Музыка»; НОД «Развитие движений» и др.
В течение года организуем «Дни знакомства», когда мы с воспитанниками ходим в гости к детям и воспитателям III разновозрастной группы (куда дети переходят из группы раннего возраста) с целью знакомства с новым помещением, обстановкой, воспитателями детьми и др.
Также нами практикуется посещение праздников–развлечений, организованных для детей дошкольных групп.
Знакомство с детками дошкольных групп осуществляется в ходе прогулок (в основном, в летнее время года), театрализованных представлений (которые приготовили дети дошкольных групп) и других мероприятий.
Оформление детского портфолио начинается в группе раннего возраста и пополняется родителями и педагогами в течение всего периода посещения ребёнком группы, затем как документ передаётся воспитателям III разновозрастной группы.
Преемственность между группой раннего возраста и дошкольной группой также осуществляется через ведение текущей документации, оформление педагогического портфолио (оформляется на каждого ребёнка), осуществление мониторинга.
Таким образом, все мероприятия направлены на сокращение периода адаптации детей, с целью их скорейшего включения в выполнение намеченных программ и планов, создание максимально благоприятных условий для самореализации личности ребенка посредством установления преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, непрерывности образования.
Иудова Анастасия Сергеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад» с.Песь