18 апреля 2016
Согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями, возможность детей ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п. очень важны для психомоторного развития. У ребёнка со скованными движениями неумелых пальцев рук отстаёт сенсорное и физическое развитие, а также развитие речи.
Поэтому необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики систематически, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной гимнастикой в специально отведённое время в течение дня.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
В своей педагогической деятельности я использую нетрадиционные пальчиковые гимнастики, модифицированные для детей 2-3 лет. Работу свою я начала с традиционных пальчиковых игр таких как: «Сорока- ворона», «Ладушки – ладушки», «Семья», «Апельсин», «Этот пальчик…», «Мы капусту…» и др., выполняя движения пальчиками, дети проговаривают текст игры, что позволяет развивать речь и моторику. Но малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, недостаточно сформированный уровень физических способностей не позволяют детям данного возраста заниматься каким-либо делом долго и качественно. В традиционных играх трудно долго удерживать внимание и интерес современных детей, т.к. уже в 3 года они могут свободно пользоваться различными гаджетами.
Увидев данную проблему, я начала вводить в свою практику нетрадиционные формы пальчиковой гимнастики. Это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе. Использую бросовый, природный, хозяйственно – бытовой материал. С помощью пробок и скорлупы грецких орехов провожу игры: «Прогулка», «Лыжники», «Кто быстрее?». Сидя за столом, ребёнок вставляет в углубления пробок или скорлупы пальчики и движет ими по поверхности разными способами, такими как шаги или скольжение. Также провожу упражнения с прищепками и плотной (картонной) основой для них, счётными палочками и спичками. Ребята выполняют действия по шаблону или словесному указанию.
Упражнения с бусами и верёвочками дети выполняют, перебирая
узелки и бусины одновременно обеими руками двигаются от края до центра изделия. Центральная бусина (узел) – большая или другого цвета, на центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине (узелку), но уже в противоположные стороны. Эта игра называется «Заяц и ёжик».
Используя горох и фасоль, а также другие крупы, совместно с родителями подготовила «сухие бассейны» и «волшебные мешочки». «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная различными крупами для игр: «Помоги спрятаться…», «Найди…», «Золушка». «Волшебные мешочки» наполнены различными семенами и крупами, ребёнок ощупывает их тактильным методом и определяет, что в нём спряталось.
Для развития дифференцированных движений пальцев рук использую клавиатуру старого компьютера, старые кнопочные, дисковые и мобильные телефоны, калькуляторы.
Одной из форм нетрадиционной пальчиковой гимнастики является самомассаж кистей и пальцев рук. Выполняем упражнения для массажа такие как: «Массаж с прищепками», массаж с использование гороха и фасоли, массаж подушечек и фаланг пальцев. В группе изготовлены массажные перчатки, пальчиковые дорожки с использованием пуговиц. На перчатки, на плотную ткань или поролон нашиваются пуговицы. По ним ребенок «ходит» указательными и средними пальцами обеих рук, а перчатками массажирует свою руку или руку товарища, потирая или делая круговые движения. Массаж для детей данного возраста желательно сопровождать весёлыми рифмовками (приговорками), стихами.
В работе с детьми я использую карандаши с гранями, зубные щётки, детали от конструктора «Лего», пробки, грецкие орехи, каштаны, прищепки, мячи су-джок, горох, фасоль, бигуди, щётки для волос, ребристые детали от одноразовых шприцов, математические счёты для массажа и самомассажа ладоней и пальцев. Карандаши с гранями использую для прокатывания между ладонями рук и по гладкой поверхности, а зубные щётки для растирания подушечек пальцев, медленно опуская до их основания.
Данные формы пальчиковой гимнастики я использую с начала учебного года. Наблюдая за развитием детей, я отметила для себя динамику сенсорного, физического и речевого развития. Дети стали использовать данные упражнения в самостоятельной игровой деятельности, пополняется словарный запас, улучшается произношение. Воспитанники группы стали меньше болеть. В дальнейшей педагогической деятельности я планирую продолжать развивать детей через нетрадиционные пальчиковые тренинги.
Большакова Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка» районного поселка Демянск.