Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий




Главная » Аттестация » Дошкольное образование » Аттестация. Формирование временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Аттестация. Формирование временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

24 мая 2016

      Формирование временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеет важное коррекционно-воспитательное значение. Анализ работы с данной категорией детей позволил выявить, что у таких детей происходит отставание в формировании временных представлений по сравнению с нормально развивающимися детьми.

      Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, влияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собран-ность, умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

      Дошкольники часто путаются или вовсе не знают названий дней недели, слабо владеют временной терминологией, например "сегодня", "завтра", "вчера". Это говорит о том, что дети не могут или затрудняются в соотнесении данных понятий с конкретными жизненными событиями; они не могут представить, что время не останавливается и оно необратимо.

      У детей с тяжелыми нарушениями речи снижено представление о единицах измерения времени, они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые повседневно связаны с их жизнью; с трудом усваивают соотношения мер времени, затруднено формирование отдаленности и последовательности событий и установление связи между событиями, которые происходили в разное время.

      Решая образовательные задачи, мы делаем опору на наблюдения, личный опыт ребенка, связываем каждый факт, событие со временем, в которое оно протекает или протекало. Занятия по формированию временных представлений мы проводим, используя игры с отношениями мер времени: сутки больше чем день или ночь; год больше месяца; беседы с демонстрированием наглядного материала, что способствует лучшему восприятию и запоминанию информации.

 Для того, чтобы пополнить знания детей о том, какие конкретно изменения происходят в природе в каждом сезоне, использую игры:

- Игра с мячом «Бывает - не бывает»,  «Продолжай», «Четвертый лишний»;

- Игра «Повтори, не ошибись»

- Игра «Когда это бывает?»

- Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

- Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

- Игра «Что сначала, что потом?»                                               

    Вовлекая детей в режимные моменты, мы акцентируем на них их внимание, что позволяет сформировать правильное представление о длительности событий, явлений. Дети накапливают опыт в определении длительности промежутка времени, который необходим для выполнения работы.

    Ежедневно беседуем с детьми о том, чем мы будем заниматься, акцентируя внимание детей на слове "сегодня"; вспоминаем, что делали вчера. В конце дня, перед тем, как дети уйдут домой, мы сообщаем им, чем будем заниматься завтра. В результате таких ежедневных бесед у детей накапливаются знания о времени,  они учатся различать временные понятия и соотносить их с событиями из своей жизни. Мы обращаем внимание на то, что время движется; то, что происходит сегодня, завтра уже будет прошлым и будет называться "вчера". Текучесть времени хорошо отслеживается по графику дежурств, где дети определяют, кто и когда будет дежурить или уже дежурил. На таком календаре мы с детьми выставляем карточки с именами детей и картинками, которые дежурили вчера, дежурят сегодня и будут дежурить завтра. На следующий день эти картинки перемещаются, сдвигаются.

    Обучение детей ориентировке во времени основывается на личном опыте ребенка, поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность. Ознакомление детей с частями суток происходит не только на занятиях, но и во время проведения прогулок. Некоторые дети путают последовательность частей суток, считая, что за днем наступает ночь, а после ночи следует день. Использование в беседе иллюстрации с изображением частей суток облегчает запоминание последовательности их смены, как и задания на определение временных отношений, например: "Что было раньше, а что потом?". Выполняя такие задания, ребенок учится определять последовательность происхождения событий, составляя короткий рассказ; тем самым, кроме формирования временных представлений, мы развиваем речь ребенка, умение составлять короткие рассказы.                                

   Использование на занятиях макетов в виде суточных часов, помогает демонстрировать ребенку очередность смены частей суток. Одна часть суток приходит на смену другой, при этом каждую смену времени можно проговаривать в стихотворной форме, например:

Утром солнышко встает
Спать ребятам не дает!
-Ну-ка, детки, подымайтесь, 
Заряжайтесь, умывайтесь, 
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь. 
       В полдень солнышко в зените
       У него лучи как нити. 
       Землю щедро согревают, 
       Всех обедать приглашают. 
       Дальше, дальше день бежит,
       Нам пословица гласит:
      - Долог день до вечера,
       Когда делать нечего.

Ну а вечером ребята, 
Всё окутает прохлада. 
Солнцу отдых тоже нужен, 
А ребятам вкусный ужин. 
      Ночью на небе - луна, 
      Очень строгая она: 
      Наблюдает - все ли 
      Улеглись в постели?
      Закрывайте глазки
      Пусть вам снятся сказки. 
      Закрывайте очи
      Всем спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора. 
                  
(Н. Григорьева)

       Чтение стихотворений и демонстрация иллюстраций развивает у детей как зрительную,  так и слуховую память.

        В последующих беседах мы опираемся на наблюдения детей за деятельностью окружающих их близких людей, а затем и на наблюдения событий и явлений окружающей их жизни и природы. В ходе таких бесед у дошкольников развивается наблюдательность, расширяется кругозор, а также коммуникативная сторона речи, так как беседы, игры подразумевают обратную связь ребенка со сверстниками и воспитателем, пополняют и обогащают словарь ребенка, способствуют общему умственному развитию детей.

       Закрепляем представления  детей о частях суток в играх:

- «Когда это бывает?»

-  «Назовите пропущенное слово»

-  «Назовите соседей»

- «Что вы делали?»

-  «Части суток» и др.

      Аналогичные способы используются нами при ознакомлении детей с месяцами, днями недели.

Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что чем чаще мы спрашиваем дошкольников, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера и будет завтра, тем интенсивнее происходит запоминание названий дней недели.

         При заучивании названий дней недели мы используем отрывной календарь. Проводя беседу с детьми, мы выясняем, сколько дней дети ходили в детский сад и сколько отдыхали в течение недели.

 Большую коррекционно-развивающую роль играет умение дошкольника воспроизвести по памяти те события, которые произошли за неделю, какие поделки были изготовлены ими, что интересного происходило в тот или иной день.

        Представление о днях недели закрепляем в играх:

-  «Разноцветная неделька»;

-  «Живая неделя»;

-  «Неделька, стройся»;

- «Лови, бросай, дни недели называй»;

- Игра-задание «Незнайкина неделя».

      Одним из важных факторов, на основе которых складывается работа по формированию временных представлений, является ознакомление дошкольников с часами, формирование знаний об эталоне времени. Для того, чтобы дошкольник мог понять, о какой временной длительности говорят ему, он должен знать меру времени на часах, то есть научиться пользоваться часами.

      Изучение циферблата часов способствует развитию у ребенка математического мышления, который в результате подсознательного интереса привыкает к цифрам, и овладевает порядковым счетом на подсознательном уровне, достаточно легко усваивает технику сложения, увеличивая число на единицу. Знакомство с часами мы начинаем, прочитав детям стихотворение или загадав загадку, например:

Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать! 
(часы)

       Далее мы рассказываем о том, для чего нужны людям часы, зачем нужно человеку определять время, как часы появились. Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций. Знакомим детей с циферблатом часов и стрелками: минутная, часовая, секундная; объясняя, что на часах маленькая стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (длинная) стрелка стоит на двенадцати часах. В качестве раздаточного материала используем макеты часов со стрелками и цифрами.

     Нами используется игра "Почини часы". Детям раздаются шаблоны часов без цифр (только метки для них), но со стрелками, где стрелки показывают на определенное время, которое ребенку нужно узнать, дорисовав цифры на циферблате. Нарисовав последовательно цифры, дети определят время (с точностью до часа), причем у каждого ребенка будет разное время. В последующие дни мы организуем наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С этой целью мы обращаем внимание на режимные моменты, во сколько мы завтракаем, начинаем заниматься, обедаем, ложимся на дневной сон. При ознакомлении детей с часами, особое внимание мы обращаем на движение стрелок, объясняя, что они движутся в одном направлении. Это способствует лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего.

     Большое  влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых, составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.

     В словесно-дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение време-ни, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

     Таким образом, формирование временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи проводим с помощью различных моделей времени и сюжетных картинок.    

    Обучение ориентироваться во времени мы проводим, опираясь на личный опыт ребенка. Поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность. Умение регулировать и планировать свою деятельность является основой для развития таких качеств личности как собранность, организованность, точность. Эти качества будут необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

 Иванова Н.С., воспитатель МАДОУ № 2 п. Хвойная

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий

Смотрите http://www.seolik.ru генератор фавикон. | батарейки дюрасел оптом, digital Купить складной велосипед 16 дюймов.


Педсовет для всех
Информационный образовательный портал