26 мая 2016
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.
В современных обучающих программах детского сада и начальной школы важное значение придается познавательному развитию.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
В своей группе мы активно начали работу по формированию предпосылок универсальных учебных действий, что позволило получить соответствующий опыт.
Познавательные универсальные учебные действия - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей.
Для выработки определенных познавательных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые мы активно используются в совместной деятельности с детьми в своей группе на развитие познавательных УУД. Они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Например, логические задачи: 1. Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? И др. Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка. Активно используем упражнения на развитие анализа, например, «Какой кусочек подойдет?», «Найди одинаковые». Детям легко даются упражнения на развитие синтеза, сравнение и сериацию. А в упражнениях на классификацию и обобщение пока возникают трудности.
Особо хочется подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.
Результативным способом формирования познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов, в опытно – экспериментальной деятельности – схемы, алгоритмы.
Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков.
Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». У нас в группе имеются пособия по их использованию для детей, родителей и воспитателей. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.
Для родителей разработаны памятки «Формирование познавательных УУД у дошкольников для успешного обучения в школе»; рекомендации «Проблемные мыслительные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников». Составлена картотека игр по формированию предпосылок универсальных учебных действий.
В нашей группе существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на познавательное развитие, которые используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь немаловажная роль отводится родителям.
Таким образом, у детей достигаются положительные результаты в формировании познавательных УУД. Наблюдается общая положительная динамика детей, а участие в совместной игровой деятельности способствует развитию их самостоятельности и творчества.
Юлия Николаевна Абрамова, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка», поселка Демянск