Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий




Главная » Аттестация » Дошкольное образование » Аттестация. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Аттестация. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

25 апреля 2016

Безопасности  формула  есть:
Надо  видеть,  предвидеть, учесть.
Но  возможно  -  всё  избежать,
А где надо – на  помощь  позвать.
Т.Г. Хромцова

 Увы, очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

        Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные для жизни моменты они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям. Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка.

На  мой  взгляд,  необходимо целенаправленное и систематическое  воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  их  интеллектуального,  физического,  нравственного,  духовного  развития  и  формирования   опыта  безопасного поведения.

      Мною был составлен перспективный план мероприятий по формированию основ безопасности с учетом возрастных особенностей детей старшей группы для работы над совершенствованием знаний детей о безопасности поведения в окружающей среде. В него были включены основные направления работы:

- «Незнакомец звонит в дверь»;

- «Огонь – друг, огонь – враг»;

- «Опасность в быту»;

- «Безопасность на дорогах и улицах»;

- «Бережем свое здоровье».

Дальнейшая работа проводилась согласно намеченному плану. Так как ребенок дошкольного возраста познает жизнь через игру, основной упор в работе был сделан на использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, проведение спортивно-развлекательных мероприятий, анализ проблемных ситуаций.

В группе есть место, где дети могут посмотреть книги и разнообразные альбомы по ознакомлению детей с основами безопасности: «Опасные предметы дома», «Профессия пожарный», «Служба «01», «02», «03», «Спичка – невеличка», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации в жизни детей». В книжном уголке периодически пополняется содержание произведений по теме, и дети имеют возможность на примере героев произведений, сказочных героев, определять, как можно попасть в неприятные ситуации.

Так, работая по разделу «Незнакомец звонит в дверь», через чтение книг, беседы, ситуации рассказывали детям о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. На примере сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» рассматривали и обсуждали возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого и объясняли детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.

В непосредственно-образовательной деятельности на тему «Безопасность в доме» из наших объяснений дети усвоили, что есть предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен зажигать спички, включать газовую плиту, прикасаться к включенным электроприборам.

Вспомнили вместе с детьми правила безопасности:

- Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире - не только для красоты, но и для безопасности.

- Ни в коем случае не пробовать никаких  лекарств. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

- Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду и др., чтобы не приключилась беда.

Была организована непосредственно образовательная  деятельность на тему «Электроприборы». Дети знакомились не только с самими электроприборами, их назначением, но и тем, как они работают, узнали, что такое ток и где он «живет». Все полученные знания закрепляли, играя в дидактические игры такие как: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Что было – что стало», «Так – не так», «Электроприборы». Создавали игровые, обучающие ситуации: Например, «Бабушка забыла выключить утюг» - Что может произойти? Дети отгадывали загадки, рисовали отгадки.

Знакомя детей с правилами пожарной безопасности, мы провели беседы: «Будь осторожен с огнем», «Отчего происходят пожары». Беседы  сопровождали демонстрацией красочно оформленных иллюстраций с изображением любимых персонажей детских произведений, интересными рассказами и  чтением произведений. При помощи иллюстраций, плакатов, художественной литературы у детей были четко сформулированы правила поведения при пожаре и правила, которые они должны соблюдать, чтобы не случился пожар. Мы подготовили и провели драматизацию «Спичка – невеличка», где учили детей  не только выразительно передавать образы героев произведения, но и закрепляли знания о пользе и вреде огня. Ходили на экскурсию в пожарную часть. Сотрудники пожарной части рассказали дошкольникам о сложной, опасной работе пожарных, познакомили с оборудованием, помогающим в борьбе с пожарами. Массу незабываемых впечатлений получили дети от экскурсии в пожарную часть. Для закрепления знаний был проведен конкурс рисунков совместно с родителями на тему: «Огонь друг – огонь враг» и викторина «Помощники пожарных».

Знакомя детей с правилами дорожного движения, мы провели целевые прогулки по близлежащим улицам поселка, где дети наблюдали за транспортом, знакомились со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Обращали внимание детей на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Чтобы  закрепить знания детей дорожных знаков играли в следующие игры: «Найди такой же знак», «Кто быстрее», «Говорящие знаки». Также с детьми были проведены беседы: «Зачем нужны дорожные знаки», «Знай и выполняй правила дорожного движения», «Мостовая -  для машин, тротуар – для пешеходов».

Работа по разделу «Ребенок и здоровье» была направлена на формирование представлений детей о человеческом организме, зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Для этого нужны:

- физические упражнения и отдых;

- здоровая еда, свежий воздух;

- внимательное отношение к своему здоровью.

Беседуя с детьми на тему: «Мойте руки перед едой», «В гостях у Айболита», «Сохрани свое здоровье сам»,  объясняли детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от многих болезней. С детьми мы организовали опыты с лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. В зимнее время наблюдали за снегом.

Формируя представление о здоровом образе жизни, знакомили детей со строением человеческого организма, условиями для нормального его функционирования. В непосредственно образовательной деятельности на тему «Вот я какой» повторяли внешнее строение тела человека. Обобщали имеющиеся знания у детей о функции органов, уточняли с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы. Приведу пример одного опыта: игра – эксперимент «Слушай во все уши». Предлагаю ребенку закрыть уши, играю на различных музыкальных инструментах. Ребенок ничего не слышит. Прошу ответить, зачем тебе уши?

Экспериментальная деятельность помогает дошкольникам осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление о человеке, знания о здоровом и безопасном образе жизни.

Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения между детским садом и семьей. Воспитательно-образовательная работа с детьми строилась в тесном взаимодействии с родителями.

Формирование у детей навыков безопасного поведения способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, коммуникативных навыков. В процессе работы дети не только приобрели новые знания и навыки об общественных нормах безопасного поведения, но и применяют их на практике.

   Антонова С.Ю., воспитатель  МАДОУ  «Детский сад № 2» п. Хвойная

                                                                                        

 

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий



Педсовет для всех
Информационный образовательный портал