5 апреля 2016
Всесторонне развитие и воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление с природой. Дети постоянно соприкасаются с природой в той или иной форме. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Общение с природой помогают формировать у дошкольников реалистические знания об окружающем мире.
Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений. Научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
К методам ознакомления дошкольников с природой относятся: наглядные методы (наблюдения, рассматривание картин, просмотр фильмов), практические методы (игра, индивидуальные поручения, коллективный труд, труд в природе, элементарные опыты) и словесные методы (рассказ воспитателя, беседа). Самыми интересными, на мой взгляд, для детей и действенными для воспитателя в плане усвоения знаний, являются практические методы. Не попробовав вырастить растение, вряд ли научишься это делать. А если еще при этом мы работаем коллективно, то ожидаемый результат трудно переоценить. Потому, что здесь формируются такие важные умения, как постановка общей цели, умение договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, умение помогать товарищу; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.
Исходя из всего сказанного мы решили, что организация мини-огорода в детском саду - очень важное и необходимое мероприятие.
Дети пришли в детский сад после майских праздников. Целое утро были разговоры о том, чем они занимались в выходные дни - и в деревню к бабушке ездили, и в город на карусели, но меня заинтересовали другие сообщения детей:
Оксана Ч. 6 лет: А нам огород трактор вспахал, и мы потом картошку сажали.
Никита К. 5,6 лет: А мы не дома, а у дедушки огород сажали. А дома у нас огорода нет, потому что мы дом только построили.
Гена И. 5,5 лет: Моя мама много морковки посадила, я ее очень люблю, она полезная.
Воспитатель: Давайте мы тоже в детском саду огород посадим.
Так и решили.
На хоздворе детского сада есть грядка, которую было решено использовать для посадки овощей. Выращивать лучше те сорта растений, которые районированы в данной местности, а также быстрорастущие растения (лук, редис, салат). Мы приготовили еще семена моркови, свеклы, петрушки, укропа и кабачков.
14 мая взяли лопаты, грабли и пошли копать огород. Работали по подгруппам: мальчики копали (в меру сил конечно), а девочки рыхлили землю.
Посев семян редиса, салата, петрушки (моркови, свеклы, укропа).
Цель: уточнить представление детей о том, что овощи выращивают из семян; учить детей различать семена редиса, салата и петрушки, (моркови, свеклы, укропа); познакомить детей со способами посева.
Занятие лучше разделить на две части. Первая часть проводится в группе.
Приготовить: семена для посева, песок, белые листы бумаги, блюдца.
Ход занятия:
Воспитатель: скажите, ребята, какие овощи вы знаете? (на каждый ответ детей воспитатель показывает картинку с изображением овоща).
Мы с вами будем учиться сажать овощи. Овощи вырастают из семян (ставит перед детьми на стол семена редиса, салата, петрушки, высыпанные в разные блюдца). Возьмите белый листок бумаги и положите на него по нескольку семян редиса и салата. Давайте сравним эти семена по цвету, по размеру, по форме: семена редиса - розовые, круглые, а семена салата - плоские, овальные, белые или серые. Теперь положите рядом несколько семян петрушки: они очень маленькие, зеленоватые, если их потереть, то можно почувствовать характерный для петрушки запах.
Вывод: все семена очень мелкие, из них вырастают овощи. Правило: если семена очень мелкие, то при посадке их надо смешать с песком (показ).
Вторая часть занятия проводится на огороде, где уже приготовлена грядка для посадки. Дети делятся на несколько подгрупп, у каждой подгруппы свой вид семян. Мы рассматриваем с детьми мерную веревку, рассказываю, зачем она нужна, дети помогают укрепить веревки на каждой стороне грядки (можно предложить другой способ). После этого показываю, как ровно, от узелка к узелку, провести бороздки, уплотнить их ребром ладони, сеять щепоткой семена, смешанные с песком, засыпать их землей.
После показа всего процесса дети приступили к работе. После посева нескольким детям (после предварительного показа) предлагаю полить грядку. В конце работы возле каждого вида овощей вкопали таблички с надписями.
По мере надобности нужно организовывать поливку огорода, при этом показывая способ поливки (держать лейку ближе к земле, поливать не спеша, чтобы земля успела впитать воду). После появления всходов необходимо проводить прополку, обязательно привлекая детей (лучше всего небольшими подгруппами). Показываю сорняки и сравниваю их с культурными растениями. После этого учимся, как надо полоть.
Казалось бы, мы занимаемся самыми простыми вещами, но сколько радости и удовольствия эта работа нам приносит! С какой гордостью дети все лето говорили: «Это наш огород. Мы его сажали». А осенью мы с большим удовольствием собирали урожай.
Полева Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ №17 д. Ермолино