18 марта 2016
В отличие от общего образования, система дополнительного образования является открытой социально-педагогической системой, не имеющей государственных стандартов. Важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи определены в Концепции модернизации российской системы образования.
Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, дополнительное образование детей направлено на развитие творческого потенциала обучающихся.
Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.
Действительно, трудно представить жизнь ребенка без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. Педагоги утверждают, что каждый ребёнок в чём-то талантлив, просто нужно вовремя заметить наличие этой «искорки» и помочь её развить.
Педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс: развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами. Именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности, поэтому развивать ребенка возможно только через деятельность.
Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Они, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка, уровень овладения знаниями, универсальными умениями в том числе и на школьных уроках.
Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв, и развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек, и в особенности ребёнок, добирается до «потолка» своих возможностей и поднимается всё выше и выше. Ребёнку надо предоставлять возможность выбора деятельности, свободу в чередовании дел и способов работы.
Дополнительное образование детей как раз и предполагает такую возможность. Участие в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыразиться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.
Но это не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех, же способностей у всех детей, так как и дети, и педагоги индивидуальны. Так же, как и глупо думать, что если будут единые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, то и результат будет одинаковым. Сейчас педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. В конкретной образовательной организации у конкретного педагога каждая программа приобретает свою неповторимую специфику. Так же как и вода приобретает вкус тех труб, через которые протекает, а что получит в итоге потребитель – зависит от труб, т.е. от условий и ресурсов учреждения.
В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют истинно культурное образование.
На фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы, к сожалению, произошел рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.
Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, разрушении нравственных и семейных устоев, ослабление воспитательной функции всех социальных институтов, нерациональная организация досуговой деятельности, безнадзорность детей в каникулярное время.
Чтобы снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность, необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезными делами. Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Невозможно переоценить воспитательное воздействие дополнительного образования, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей.
Работа творческих объединений, спортивных секций, клубов по интересам направлена на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что, по сути, является социализацией личности. Разнообразная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к спорту, различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других, учатся заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
С уверенностью можно сказать, что дополнительное образование нарабатывает у ребенка активную гражданскую позицию, формирует ощущение ценности собственной личности, что очень важно в нашей современной жизни. Поэтому дополнительное образование является очень важной составляющей частью обучения и жизни ребенка и обязательно должно присутствовать в жизни каждого современного ребенка. Дополнительное образование создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, он будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе и у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор, научиться добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Поэтому дополнительное образование должно быть доступно: все объединения, спортивные секции, клубы по интересам должны работать на бесплатной основе. Поэтому к решению проблем развития учреждений дополнительного образования детей должны быть причастны и работники образования, и родители, и социальные партнёры, и научные кадры, и само государство – все, кого волнует судьба подрастающего поколения как будущего России.
Не зря сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, а отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Существует определённый психологический барьер, который мешает учителям и родителям относиться к дополнительному образованию так же серьёзно, как и к общему стандарту. Как правило, школьным педагогам сложно сломать привычные стереотипы, отвлечься от классно-урочного принципа и относится к ребёнку, как к равному. Дополнительное же образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабоуспевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного»…
Добиваясь так называемого качества знаний учащихся, мы забываем о простых истинах: добре, житейском опыте, адаптации в обществе. Родительскую общественность накрыла волна одержимости успешной сдачи единого государственного экзамена и поиска репетиторов своим отпрыскам. В этой погоне родители забыли, что сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Угасание родительской инициативы по поводу воспитания своих детей – одна из проблем сегодняшнего дня. Она выражается в том, что современные родители склонны перепоручать образование и воспитание своего ребёнка «третьим лицам».
Таким родителям хочется сказать: просто проявляйте интерес к тому, что делает ваш ребенок, чем занимается и увлекается, как у него дела в школе (для него это будет большим стимулом в дальнейшем развитии), безусловно помогайте ребенку в освоении школьных предметов, в его творческом процессе, поддерживайте его в спортивных победах – это, на самом деле, очень сближает детей и их родителей, делая их отношения более доверительными.
А завтра, уважаемые педагоги и родители, ребёнок, ставший успешным бизнесменом, врачом или журналистом, дипломатом или служащим, скажет вам спасибо, за то, что вы сегодня помогли ему самоопределиться, отгородили его от такого «воспитателя», как улица, поспособствовали развитию креативного мышления и творческих способностей, культуре общения. Не будем забывать: образование - это то, что останется, когда всё вызубренное забыто.
Стружкина Елена Евгеньевна,
директор МАОУДО «Центр дополнительного
образования» с. Мошенское Новгородской области