Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей, в том числе, и детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач развития и совершенствования системы дошкольного образования в России. Важнейшими в системе мер социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов становятся ее активные формы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.
Среди различных видов спорта, применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, самым популярным и массовым является плавание. Плавание содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Плавание - мощный эмоционально - положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с ОВЗ задачи.
Применение здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью работы по оздоровлению детей с ОВЗ, потому что качественные приёмы и методы, направленные на оздоровление ребёнка, будут эффективнее, чем хаотичный, случайный набор различных методик по укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
До и после плавания необходимо применять следующие формы работы по здоровьесбережению:
- по ребристой доске;
- по следочкам;
- по массажному коврику;
- по гимнастической палке.
При организации занятий следует строго соблюдать правила и меры безопасности, а также установленные санитарно - гигиенические требования. Перед началом проведения занятий необходимо ознакомиться с состоянием здоровья каждого ребёнка, при оценке уровня их плавательной подготовленности необходимо учитывать рекомендованные противопоказания к выполнению отдельных видов упражнений.
Непременное условие успешной работы по оздоровлению детей с ОВЗ - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья служит профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, является одним из эффективных оздоровительных средств, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общественного развития.
Исхакова Валентина Александровна, инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад №78 «Теремок» комбинированного вида», Великий Новгород