Могут ли образовательные организации осуществлять закупки централизованно или каждый руководитель обязан назначать контрактного управляющего?
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность централизации закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут создаваться уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение или несколько таких органов, казенных учреждений. Следовательно, закупки можно осуществлять централизованно в том случае, когда это предусмотрено нормативным актом субъекта (муниципалитета) РФ.
Полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный (муниципальный) орган, одно казенное учреждение или несколько государственных (муниципальных) органов, казенных учреждений из числа существующих. Они осуществляют свои полномочия на основании решений об их создании или о наделении их указанными полномочиями. При этом заказчики, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители), самостоятельно подписывают контракты.
Таким образом, субъекты РФ вправе при необходимости предусматривать централизованные схемы закупок для нужд образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких казенных и бюджетных учреждений субъекта РФ, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в т. ч. на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта РФ, казенных учреждений субъекта РФ могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта РФ, казенное учреждение субъекта РФ или несколько указанных органов, учреждений. Аналогичный порядок предусмотрен для администраций муниципальных образований.
Следовательно, на уровне субъекта РФ (муниципалитета) может быть создан единый орган по осуществлению закупок. Либо функции по осуществлению закупок могут быть переданы уже созданной организации (органу), если это предусмотрено законодательством субъекта РФ (муниципалитета).