Новости

30 мая 2016
В Батецком районе прошли мероприятия, приуроченные ко Дню детской книги
26 мая 2016
В Окуловском районе прошла торжественная церемония награждения молодежного актива «Новое поколение»
25 мая 2016
В Любытинском районе прошла II ученическая проектная конференция «Я познаю мир»
24 мая 2016
В Пестовском районе состоялось совещание «Введение ФГОСДО: состояние, проблемы, пути решения»
20 мая 2016
Глава Хвойнинского муниципального района встретилась с ветеранами педагогического труда
18 мая 2016
В Парфинском районе прошел смотр-конкурс строевой подготовки

Опрос

СМИ об образовании

Более 2,4 тыс. выпускников Новгородской области сдают ЕГЭ по русскому языку
42 новгородских педагога претендуют на звание лучших
В этом году ЕГЭ в Новгородской области будут сдавать около 2,5 тысяч выпускников
В школах и гимназиях области прошли праздники “Последнего звонка”
В Новгородской области организуют 26 пунктов для проведения ЕГЭ
Право выбора
В департаменте образования состоялось областное родительское собрание
Новгородский школьник добрался до суперфинала Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
165 новгородских первоклассников с ограниченными возможностями здоровья будут учиться по новым ФГОС
Школьники из Батецкого района приняли участие в захоронении павших в 1941 году воинов

Календарь событий



Главная » Аттестация » Физика » Использование произведений художественной литературы на уроках физики в 7 классе

Использование произведений художественной литературы на уроках физики в 7 классе

Аннотация

В данной работе рассмотрены примеры использования отрывков из художественной литературы (научной фантастики, сказок, стихотворений, пословиц  и т.д.) на уроках физики в 7 классе.

Показано применение произведений с разной целью: как иллюстрации теоретических положений при объяснении нового материала, использование  при опросе учащихся в роли качественных или количественных задач, для постановки проблемы, создания эмоционального настроя, для формирования критического отношения к любой информации.

Материал систематизирован по разделам и темам школьного курса физики. Данная работа может использоваться учителями физики для формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.

 

Введение.

Тема урока

 

Отрывки из художественной литературы.

 

Что изучает физика.

Послушайте отрывок, назовите тело и вещество.

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

О. Мандельштам

Послушайте отрывок из стихотворения и назовите физические явления, описанные в нём.

Катера уходят в море.
      Дождь. Прибой. Гром.
Молнии перебегают
        в сумраке сыром.
В.Луговской

Дайте название стихотворению соответственного описываемому в нём явлению.

 

 

«…»
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид, огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл;
Но на хребет его блестящий
Ещё никто не восходил!
Идёшь к нему- он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С  своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.
Ф.Шиллер
Перевод В.А.Жуковского
 

Физические величины.

Измерение физических величин.

Подсчитайте рост конька-горбунка в современных единицах измерения.

 

 «Сказке о коньке-горбунке»

« ... Двух рожу тебе коней.
Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине.
Да еще рожу тебе конька
Ростом только в три вершка».

П.П.Ершова

Выразите размеры острова в современных единицах.

 

Дедушка Мазай и зайцы.

Когда лодка Мазая плыла к островку с зайцами, «... уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину».

Н. А. Некрасова

 

Выразите рост дюймовочки в современных единицах измерения.

Дюймовочка.

Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка.

Г.Х. Андерсен

Предложите свои варианты пословиц, используя современные единицы измерения.

Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.

Два вершка от горшка, а уже указчик.

На аршин борода, да ум на пядь.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Диффузия в газах, жидкостях, и твёрдых телах.

Заслушайте отрывок из стихотворения Д. Родари.

Объясните, почему у столярной мастерской пахнет стружкой, в булочной тестом и т.д.

 

Чем пахнут ремёсла

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным...

Д.Родари

О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в следующей пословице.

  Ложка дегтя бочку меда портит.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Объясните с точки зрения физики поговорку.

Как с гуся вода.

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

По какой траектории движется минутная стрелка часов? Какие ещё вы знаете траектории?

Можно ли утверждать, что часы стоят на месте?

Идут часы, идут часы
Пожалуйста, заметьте,
Идут часы, идут часы,
Хотя стоят на месте
 Кудрявская

С какой высоты прыгнул Егорушка?

Как называется линия, которую он описал в воздухе.

Степь
«Егорушка …..разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду…
А.П. Чехов

Скорость, единицы скорости

Выпишите, какими видами транспорта передвигались герои данного стихотворения.

Используя справочник А.С. Еноховича или интернет ресурсы напишите их скорости.

Сравните скорости между собой.

Хороший день

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая видна.

Мчатся стаями "Победы",

"Москвичи", велосипеды.

Едет с почтой почтальон.

Вот машина голубая

Разъезжает, поливая

Мостовую с двух сторон.

Из троллейбуса

Я вылез,

Папа выпрыгнул за мной.

А потом

Мы прокатились

На машине легковой.

А потом

В метро спустились

И помчались

Под Москвой.                                        С. Маршак

 

Сколько раз за первый вечер Конёк-Горбунок мог бы обогнуть земной шар по экватору? Длину экватора

Конёк-Горбунок.

Ну-с, так едет наш Иван

за кольцом на окиян.

Горбунок летит, как ветер,

И в почин на первый вечер

Вёрс сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал.

П.П. Ершов

Определите, что дано в данной задаче.

Переведите расстояние в км.

Рассчитайте скорость.

Переведите её в м/с.

Горе от ума.

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Вёрст больше семисот пронёсся, - ветер, буря

А.С. Грибоедов

Инерция.

Объясните поведение пассажира с точки зрения физики.

Пассажир

Ехал странный пассажир,
вез в кошелке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход -
пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
вышли, смазанные жиром.

К.Завойский

Спор между какими древними философами нашел отражение в
этих строках?

Движение.

"Движенья нет", сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей 

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей!"

А.С.Пушкин

 

Явление тяготения. Сила тяжести.

Какому физику посвящено данное стихотворение.

Какое он сделал открытие?

Жить удивляясь

Рождаются великие творенья

Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты

К.Кулиев

О какой силе говорит поэт в данном отрывке?

Отлив.

В кипящей пене валуны,

Волна, листая заходила -

Её уж  тянет, тянет Сила

Всходящей за морем луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени -

Луна глядит - и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.

 И.Бунин

Равнодействующая сила.

Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги- 600 Н, бабка –100 Н, внучка –50 Н, Жучка –30 Н, кошка –10 Н и мышка –2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

Репка

"Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут-потянут — и вытянули репку".

 

Русская народная сказка

 

Сделайте чертёж для описанной здесь ситуации и проанализируйте описанный случай (и его варианты) с физической точки зрения.

Лебедь, щука и рак.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

И.А. Крылов

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Как объяснить разогрев и свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли?

Можно ли наблюдать «падающие звёзды» на Луне

Евгений Онегин

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася, - тогда

В сметенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

А.С.Пушкин

В чём заключается физический смысл пословицы.

Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

В чём заключается физический смысл пословицы.

Шило в мешке не утаишь.

 Одинаковое ли давление производят солдатики на двух ногах и солдатик на одной ноге.

 Если разное, объясни почему.

Как влияет разная масса солдатиков на давление, которое они оказывают?

Оловянный солдатик

Двадцать четыре были совершенно одинаковые - одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

Г.Х.Андерсен

Изменилось давление осла  на подоконник, когда на него взобрались собака, петух, кот.

Объясните почему?

Бременские музыканты

Осёл тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту.

Братья Гримм

Измерение атмосферного давления.

О стрелке какого прибора идёт речь в морской примете.

Морская примета.

Скачет стрелка вверх и вниз,

То погоды лишь каприз,

Если ж медленно движенье,

Жди надолго изменения.

В. Хлебников

Атмосферное давление на различных высотах.

Как с помощью барометра путешественники измерили высоту?

Дети капитана Гранта.

«..Барометр показал, что путешественники достигли высоты в семь тысяч пятьсот футов».

«Паганель захватил с собой барометр и взглянув на него, убедился, что ртуть держится на уровне 0,495мм»

Ж.Верн

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Почему высота струи воды в фонтане не может быть больше определённой величин?

 

 

Фонтан

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу  он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

Ф.Тютчев

Сообщающие-

ся сосуды.

С какой целью используются шлюзы?

Как с помощью шлюзов удаётся осуществить движение судов при переходе из реки в море и обратно?

За караваном, караван,

порожняком и с грузом

Из океана в океан ползут  они по шлюзам

Глядят большие города,

 глазеют деревеньки

Как поднимаются суда на водные ступеньки

То снизу вверх, то сверху вниз

По лестнице зеркальной

И вот прибрежный

Теплый бриз им шлёт привет прощальный

Архимедова сила.

О каком учёном идёт речь?

Какие открытия ему принадлежат?

Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.
Ах, если б смерть — лихую гостью —
Мне так же встретить повезло,
Как ……., чертивший тростью
В минуту гибели — число!

Д. Кедрин

Условия плавания тел

Как ведёт себя мяч в воде?

Сравните силу тяжести и силу Архимеда, действующую на мяч.

 

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в реку мячик.

-тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

 

Оцените, при каком максимальном объёме бревна зайцы могли на нём плыть. Задайте сами массу зайца.

 

Дедушка Мазай и зайцы.

Мимо бревно суховатое плыло,

Сидя, и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

«Взял бы я вас – да потопите лодку!»

Жаль их, однако, да жаль и находку-

И зацепился бугром за сучок

И за собою бревно поволок…

Н..Некрасов

Плавание судов.

Будет ли затонувший корабль «висеть» неподвижно в глубине океана и не опускаться на дно, как это описано в романе автором?

Двадцать тысяч лье под водой.

« В пространстве, ярко освещённом прожектором «Наутилуса», виднелась повисшая среди вод какая-то чёрная громада. Я пристально всматривался, разглядывая это гигантское китообразное животное. И вдруг у меня мелькнула мысль. «Корабль!»- вскричал я…»

Ж.Верн

Воздухоплавание.

Какие силы действуют на аэростат? Каким газам можно его наполнить?

Почему в верхних слоях атмосферы воздушный шар расширяется?

Робур-завоеватель.

«Аэростат увеличивался буквально на глазах...Газ, непомерно расширившись в верхних слоях атмосферы, порвал оболочку, и наполовину опустошённый воздушный шар стремительно летел вниз».

Ж.Верн        

Работа, мощность, энергия.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Однажды по берегу моря вдвоём

Гулял Архимед с сиракузским царём.

Царь молвил: - Науки твои нелегки… -

Триеру тащили на мель моряки.

Тянули корабль, выбиваясь из сил.

И тут Архимед Гиерона спросил:

 - Ты помнишь мой винт для подъёма воды?

В Египте рабам облегчил я труды.

А знаешь, как людям помог бы рычаг

В труде непосильном. К примеру,

один бы сумел на песчаный причал

Втащить я вот эту триеру. –

Стоит Гиерон, потирает висок:

 - Ты втащишь триеру? Один? На песок?!

 - Триеру на берег втащу я один.

Триеру с гребцами и грузом.

Вот ты через месяц сюда приходи…

Узнали про то в Сиракузах.

В назначенный срок собирается люд

На пристани, солнцем согретой.

Глядят на машину, но чуда не ждут:

 - Не втащит! Да слыхано ль это!

 Я вижу верёвки и много колёс,

И я поражаюсь размеру,

Но даже Геракл, ухватившись за трос,

Не втащит на берег триеру…

И тут Архимед повернул колесо –

Триера послушно ползёт на песок.

 - Плывёт по земле! – закричали купцы.

А стражникам сделалось жутко.

По воздуху вёслами машут гребцы,

Как будто лишились рассудка.

Не верю глазам! Сколько силы в плечах?!

 Нет, царь! Эту силу умножил рычаг! –

Взглянул Архимед: небо, море кругом.

Синее море и горы.

 - Я землю бы мог повернуть рычагом,

лишь дайте мне точку опоры!

         

 

 

Используемые  источники:

  1. А.П. Смирнов, О.В. Захаров. «Весёлый бал и вдумчивый урок» – Москва 1994г
  2. С.А. Тихомирова. «Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах» – Москва 2008г
  3. И.М. Полина. Компакт-кассета, «Физика и лирика г. Самара

 

Смирнова Елена Николаевна, учитель физики МАОУ «СОШ № 2» р.п. Крестцы

 

Оцените материал:
0

Комментарии

Оставить комментарий

Педсовет для всех
Информационный образовательный портал