Аннотация
В данной работе рассмотрены примеры использования отрывков из художественной литературы (научной фантастики, сказок, стихотворений, пословиц и т.д.) на уроках физики в 7 классе.
Показано применение произведений с разной целью: как иллюстрации теоретических положений при объяснении нового материала, использование при опросе учащихся в роли качественных или количественных задач, для постановки проблемы, создания эмоционального настроя, для формирования критического отношения к любой информации.
Материал систематизирован по разделам и темам школьного курса физики. Данная работа может использоваться учителями физики для формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.
Введение. |
||||
Тема урока |
|
Отрывки из художественной литературы. |
||
Что изучает физика. |
Послушайте отрывок, назовите тело и вещество. |
Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, И выплеснула свой хрусталь. О. Мандельштам |
||
Послушайте отрывок из стихотворения и назовите физические явления, описанные в нём. |
Катера уходят в море. Дождь. Прибой. Гром. Молнии перебегают в сумраке сыром. В.Луговской |
|||
Дайте название стихотворению соответственного описываемому в нём явлению.
|
«…» Не человечьими руками Жемчужный разноцветный мост Из вод построен над водами. Чудесный вид, огромный рост! Раскинув паруса шумящи, Не раз корабль под ним проплыл; Но на хребет его блестящий Ещё никто не восходил! Идёшь к нему- он прочь стремится И в то же время недвижим; С своим потоком он родится И вместе исчезает с ним. Ф.Шиллер Перевод В.А.Жуковского |
|||
Физические величины. Измерение физических величин. |
Подсчитайте рост конька-горбунка в современных единицах измерения.
|
«Сказке о коньке-горбунке» « ... Двух рожу тебе коней. Не бывало и в помине. П.П.Ершова |
||
Выразите размеры острова в современных единицах.
|
Дедушка Мазай и зайцы. Когда лодка Мазая плыла к островку с зайцами, «... уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину». Н. А. Некрасова
|
|||
Выразите рост дюймовочки в современных единицах измерения. |
Дюймовочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка. Г.Х. Андерсен |
|||
Предложите свои варианты пословиц, используя современные единицы измерения. |
Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим. Два вершка от горшка, а уже указчик. На аршин борода, да ум на пядь. |
|||
Первоначальные сведения о строении вещества. |
||||
Диффузия в газах, жидкостях, и твёрдых телах. |
Заслушайте отрывок из стихотворения Д. Родари. Объясните, почему у столярной мастерской пахнет стружкой, в булочной тестом и т.д.
|
Чем пахнут ремёсла У каждого дела Мимо столярной Пахнет маляр Куртка шофёра Д.Родари |
||
О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в следующей пословице. |
Ложка дегтя бочку меда портит. |
|||
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
Объясните с точки зрения физики поговорку. |
Как с гуся вода. |
||
Взаимодействие тел. |
||||
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
По какой траектории движется минутная стрелка часов? Какие ещё вы знаете траектории? Можно ли утверждать, что часы стоят на месте? |
Идут часы, идут часы Пожалуйста, заметьте, Идут часы, идут часы, Хотя стоят на месте Кудрявская |
||
С какой высоты прыгнул Егорушка? Как называется линия, которую он описал в воздухе. |
Степь «Егорушка …..разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду… А.П. Чехов |
|||
Скорость, единицы скорости |
Выпишите, какими видами транспорта передвигались герои данного стихотворения. Используя справочник А.С. Еноховича или интернет ресурсы напишите их скорости. Сравните скорости между собой. |
Хороший день Перед домом на Садовой Сели мы в троллейбус новый. Из открытого окна Вся Садовая видна. Мчатся стаями "Победы", "Москвичи", велосипеды. Едет с почтой почтальон. Вот машина голубая Разъезжает, поливая Мостовую с двух сторон. Из троллейбуса Я вылез, Папа выпрыгнул за мной. А потом Мы прокатились На машине легковой. А потом В метро спустились И помчались Под Москвой. С. Маршак |
||
|
Сколько раз за первый вечер Конёк-Горбунок мог бы обогнуть земной шар по экватору? Длину экватора |
Конёк-Горбунок. Ну-с, так едет наш Иван за кольцом на окиян. Горбунок летит, как ветер, И в почин на первый вечер Вёрс сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал. П.П. Ершов |
||
Определите, что дано в данной задаче. Переведите расстояние в км. Рассчитайте скорость. Переведите её в м/с. |
Горе от ума. Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Вёрст больше семисот пронёсся, - ветер, буря А.С. Грибоедов |
|||
Инерция. |
Объясните поведение пассажира с точки зрения физики. |
Пассажир Ехал странный пассажир, Чуть трамвай прибавит ход - К.Завойский |
||
Спор между какими древними философами нашел отражение в |
Движение. "Движенья нет", сказал мудрец брадатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей!" А.С.Пушкин
|
|||
Явление тяготения. Сила тяжести. |
Какому физику посвящено данное стихотворение. Какое он сделал открытие? |
Жить удивляясь Рождаются великие творенья Не потому ли, что порою где-то К.Кулиев |
||
О какой силе говорит поэт в данном отрывке? |
Отлив. В кипящей пене валуны, Волна, листая заходила - Её уж тянет, тянет Сила Всходящей за морем луны. Во тьме кокосовых лесов Горят стволы, дробятся тени - Луна глядит - и, в блеске, в пене, Спешит волна на тайный зов. И.Бунин |
|||
Равнодействующая сила. |
Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги- 600 Н, бабка –100 Н, внучка –50 Н, Жучка –30 Н, кошка –10 Н и мышка –2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н? |
Репка "Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут-потянут — и вытянули репку".
Русская народная сказка |
||
|
Сделайте чертёж для описанной здесь ситуации и проанализируйте описанный случай (и его варианты) с физической точки зрения. |
Лебедь, щука и рак. Однажды Лебедь, Рак и Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. И.А. Крылов |
||
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
Как объяснить разогрев и свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли? Можно ли наблюдать «падающие звёзды» на Луне |
Евгений Онегин Когда ж падучая звезда По небу тёмному летела И рассыпалася, - тогда В сметенье Таня торопилась, Пока звезда ещё катилась, Желанье сердца ей шепнуть. А.С.Пушкин |
||
В чём заключается физический смысл пословицы. |
Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой. |
|||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. |
||||
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. |
В чём заключается физический смысл пословицы. |
Шило в мешке не утаишь. |
||
Одинаковое ли давление производят солдатики на двух ногах и солдатик на одной ноге. Если разное, объясни почему. Как влияет разная масса солдатиков на давление, которое они оказывают? |
Оловянный солдатик Двадцать четыре были совершенно одинаковые - одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух. Г.Х.Андерсен |
|||
Изменилось давление осла на подоконник, когда на него взобрались собака, петух, кот. Объясните почему? |
Бременские музыканты Осёл тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту. Братья Гримм |
|||
Измерение атмосферного давления. |
О стрелке какого прибора идёт речь в морской примете. |
Морская примета. Скачет стрелка вверх и вниз, То погоды лишь каприз, Если ж медленно движенье, Жди надолго изменения. В. Хлебников |
||
Атмосферное давление на различных высотах. |
Как с помощью барометра путешественники измерили высоту? |
Дети капитана Гранта. «..Барометр показал, что путешественники достигли высоты в семь тысяч пятьсот футов». «Паганель захватил с собой барометр и взглянув на него, убедился, что ртуть держится на уровне 0,495мм» Ж.Верн |
||
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. |
Почему высота струи воды в фонтане не может быть больше определённой величин?
|
Фонтан Смотри, как облаком живым Ф.Тютчев |
||
Сообщающие- ся сосуды. |
С какой целью используются шлюзы? Как с помощью шлюзов удаётся осуществить движение судов при переходе из реки в море и обратно? |
За караваном, караван, порожняком и с грузом Из океана в океан ползут они по шлюзам Глядят большие города, глазеют деревеньки Как поднимаются суда на водные ступеньки То снизу вверх, то сверху вниз По лестнице зеркальной И вот прибрежный Теплый бриз им шлёт привет прощальный |
||
Архимедова сила. |
О каком учёном идёт речь? Какие открытия ему принадлежат? |
Нет, не всегда смешон и узок Мудрец, глухой к делам земли: Уже на рейде в Сиракузах Стояли римлян корабли. Над математиком курчавым Солдат занес короткий нож, А он на отмели песчаной Окружность вписывал в чертеж. Ах, если б смерть — лихую гостью — Мне так же встретить повезло, Как ……., чертивший тростью В минуту гибели — число! Д. Кедрин |
||
Условия плавания тел |
Как ведёт себя мяч в воде? Сравните силу тяжести и силу Архимеда, действующую на мяч.
|
Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в реку мячик. -тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. А. Барто |
||
|
Оцените, при каком максимальном объёме бревна зайцы могли на нём плыть. Задайте сами массу зайца.
|
Дедушка Мазай и зайцы. Мимо бревно суховатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нём. «Взял бы я вас – да потопите лодку!» Жаль их, однако, да жаль и находку- И зацепился бугром за сучок И за собою бревно поволок… Н..Некрасов |
||
Плавание судов. |
Будет ли затонувший корабль «висеть» неподвижно в глубине океана и не опускаться на дно, как это описано в романе автором? |
Двадцать тысяч лье под водой. « В пространстве, ярко освещённом прожектором «Наутилуса», виднелась повисшая среди вод какая-то чёрная громада. Я пристально всматривался, разглядывая это гигантское китообразное животное. И вдруг у меня мелькнула мысль. «Корабль!»- вскричал я…» Ж.Верн |
||
Воздухоплавание. |
Какие силы действуют на аэростат? Каким газам можно его наполнить? Почему в верхних слоях атмосферы воздушный шар расширяется? |
Робур-завоеватель. «Аэростат увеличивался буквально на глазах...Газ, непомерно расширившись в верхних слоях атмосферы, порвал оболочку, и наполовину опустошённый воздушный шар стремительно летел вниз». Ж.Верн |
||
Работа, мощность, энергия. |
||||
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
Однажды по берегу моря вдвоём Гулял Архимед с сиракузским царём. Царь молвил: - Науки твои нелегки… - Триеру тащили на мель моряки. Тянули корабль, выбиваясь из сил. И тут Архимед Гиерона спросил: - Ты помнишь мой винт для подъёма воды? В Египте рабам облегчил я труды. А знаешь, как людям помог бы рычаг В труде непосильном. К примеру, один бы сумел на песчаный причал Втащить я вот эту триеру. – Стоит Гиерон, потирает висок: - Ты втащишь триеру? Один? На песок?! - Триеру на берег втащу я один. Триеру с гребцами и грузом. Вот ты через месяц сюда приходи… Узнали про то в Сиракузах. В назначенный срок собирается люд |
На пристани, солнцем согретой. Глядят на машину, но чуда не ждут: - Не втащит! Да слыхано ль это! Я вижу верёвки и много колёс, И я поражаюсь размеру, Но даже Геракл, ухватившись за трос, Не втащит на берег триеру… И тут Архимед повернул колесо – Триера послушно ползёт на песок. - Плывёт по земле! – закричали купцы. А стражникам сделалось жутко. По воздуху вёслами машут гребцы, Как будто лишились рассудка. Не верю глазам! Сколько силы в плечах?! Нет, царь! Эту силу умножил рычаг! – Взглянул Архимед: небо, море кругом. Синее море и горы. - Я землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры! |
||
Используемые источники:
Смирнова Елена Николаевна, учитель физики МАОУ «СОШ № 2» р.п. Крестцы