30 мая 2016
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них - принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Дети различаются:
Перед воспитателем возникает сложная проблема - учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение.
Разноуровневое обучение подразумевает использование дифференцированных методов и приемов работы с детьми разного уровня способностей.
Один из таких методов работы - это разноуровневые карточки, которые мы используем в работе нашей группы для развития речи, грамоты, логики, мышления, моторики и математических представлений. И применяем мы их не только в организованной образовательной деятельности, индивидуальных занятиях, также они всегда находятся в доступных местах для детей – центрах развития.
Технология работы с карточками проста. Дается общее задание для всех уровней.
Вначале мы предложили детям уже готовые задания, а затем уже стали
разрабатывать тематические карточки и присвоили им обозначения, определяющие степень усложнения. При выборе карточек, ребёнок, оценивая свои возможности, выбирал себе соответствующее задание
Пример:
1 кружок означает простое задание,
2 кружка – посложнее,
3 кружка – сложное.
Кстати, усложнение материала может осуществляться и за счёт увеличения заданий.
Используя в своей работе данную технологию, мы увидели положительную динамику в усвоении детьми материала. Разноуровневое обучение позволяет сделать обучение дифференцированным по способностям воспитанников. Обучение становится комфортным, развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Ребенок является субъектом своей деятельности.
Нечаева Татьяна Владимировна, воспитатель
Омелько Мария Валерьевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 42»
г. Великий Новгород